Огромное отличие науки от эзотерики кроется в том, что в науке есть внешние критерии. Есть учебники, есть методики, в принципе всем понятно, что можно учиться, можно проверять свои знания на решениях задач, и так далее. То есть, традиционный и понятный для всех путь. Тут уже в зависимости от талантов, в зависимости от усидчивости и прочего вы можете достичь тех или иных успехов в науке.
В эзотерике большая сложность — это критерии, по которым человек смог бы ориентироваться: действительно ли он движется туда или сам себя обманывает? Когда практически всякий человек автоматически сам себя обманывает, когда такое сидит глубоко практически в каждом, то самому увидеть, так всё идёт или не так, очень и очень сложно. Тут важен Учитель, который может видеть, что на самом деле происходит, который может указать, обманываете вы сами себя или нет.
И тут на сцену выходит следующее принципиальное различие науки и эзотерики. В науке без сомнения нельзя. Сомнение — двигатель науки. Вера, авторитеты — это тупик.
В эзотерике главное действующее начало — доверие. За счёт этого можно довериться, как шарлатану, так и Мастеру. Это всё так, это так и происходит. Но, если нет доверия своему учителю, то невозможно будет двинуться в неизвестное в самом себе.
Потому наука демонстрирует нам такие впечатляющие успехи, а эзотерика — кучу шарлатанов и заблуждающихся. Реальных Мастеров — единицы.
Третий принципиальный момент. Наука накапливает результаты. Вам нет нужды заново проходить весь тот путь, что прошла наука к данному моменту. Вам нет нужды всё полностью и тотально самому проверять и доказывать. Вы пользуетесь уже накопленным и потому можете отталкиваясь от этого, двинуться дальше в познании мира.
В эзотерике каждый, вне зависимости от того, кто до него до чего дошел, как постиг свою суть, всё проходит сам, весь путь, тотально. Кто быстрее, кто медленнее, это уж у кого какие таланты, но всё полностью проходит сам. Это тоже причина тому, что эзотерика никогда не станет массовым явлением. А то, что становится массовым — это такие психологические или психофизические занятия, которые помогают сбросить напряжения, облегчить себе жизнь, побывать в иллюзии чего-то там постигающего. То есть, по сути, это не эзотерика, а элемент обычной жизни.
Многие «искатели», не говоря про обычных людей, видят только внешние стороны и потому им не видно, в чём же принципиальное отличие Гаутамы Будды, Ли-Цзы, Лао-Цзи, Рамакришны, Гюрджиева, дон Хуана, Мирры, Иисуса, Лин-Чина и прочих от всяких жуликов и мозгоглюков типа Блаватской, Ауробиндо, Чинмоя и подобных.
Здесь мы не говорим, что их быть не должно, напротив, они очень нужны. Ложным ученикам нужны ложные учителя, иначе что они будут делать? По принципу известной шутки «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не беременело».
Ничего такого особенного в практике Ауробиндо нет. Всё давно известное, взято у других. Как любая практика, практика Ауробиндо служит для некоторой главной цели — достижения всякой там супраментальности и прочих глюков. Брать и очищать его практические приёмы от всякой ерунды, да зачем?
Так получается, что из его практики ничего не пригодилось. Вообще ничего.
На самом деле не так уж и важны сами практики, важно кто их даёт. Кто стоит за теми или иными известными словами и описаниями. Он сам является олицетворением этой практики, он на самом деле живёт, как говорит, или только говорит как бы надо жить? Это ж не спрячешь.
Например, когда читаешь Кастанеду, то просто бальзам на сердце от дона Хуана. Не Кастанеды, а именно дона Хуана. Вот истинная практика, вот у кого можно брать полной мерой, вот кто делится тем, что сам есть, а не рассуждениями, как должно быть.
Но «не спрячешь» — это не для тех, кто в голове, те легко ловятся на такие мозгоглюки, как ауробиндовы творения и всякое такое прочее.
Комментарии