— Потому надо отследить в своих действиях подобное, вспомнить, что подвигло на данный поступок, какие причины...
Это первый шаг к подавлению причины. Какая разница, что именно подвигло на данный поступок ранее. Причина не снаружи, она внутри. Снаружи только катализатор, только спусковой крючок. Если учиться обходить эти наружные крючки, то внутренняя причина всё равно найдет себе способ проявить себя. Она найдет возможность загасить внимание человека и найдет для себя, на что среагировать. Не будет снаружи — придумает, наделит наружное нужными свойствами.
Потому надо фокус поменять, не «на вспоминание», что же там подвигло, а на саму реакцию, на то, что внутри реагирует сейчас. Уходом внимания в прошлое, нынешняя причина прячется. Становится легче, это так, но только легче, проблема не решается. И легче становится за счет того, что от причины отвлекается внимание. В данном случае на прошлое, на те события, которые подвигли на сходную реакцию.
— Постараться понять, вследствие каких причин визави поступил аналогично...
Второй шаг в бессознательность. Реакция-то ваша, при чём тут другой человек? Он явился спусковым крючком, но, рассматривая его, его причины, мы ещё дальше уходим от себя. Тем более, не познав в самом себе причины, причины другого не будут видны. Будут видны разные события, реакции людей, но всё это не причины, всё это следствия.
— ...и осознать, что ежели подобное разрешено себе любимому, то почему визави должен себе подобное запрещать?
Третий шаг в бессознательность. Кто сказал, что разрешено нечто или запрещено?
Это происходит по причине бессознательной реакции, это происходит безусловно. Это не выбор «разрешу-ка я себе таковую реакцию».
Идея, что визави также имеет право проявлять таковую же реакцию, с одной стороны — индульгенция самому себе на эту реакцию, на её проявление, с другой — самообман, что себе я разрешил, что всё под контролем, ну только что может быть … так, немножко, а так всё отлично.
— Тем более, что подобное притягивается подобным... ежели не хочется оказываться в подобных ситуациях, то надо пересмотреть свою реакцию.
Поезд уже уехал. Теперь можно смело пересматривать всё, что угодно, причина, по которой происходит данная реакция, уже глубоко и в принципе не видна. И ей нечего боятся. Всё правильно сделано, чтобы ей, причине, не оказаться на виду.
— Посмотреть на ситуацию с другой стороны, осознать ее абсолютное значение, а оно всегда отличается от значений в здесь и сейчас и в собственной системе координат.
Поезда даже не слышно. Внешнее уже окончательно заглушило внутреннее. Теперь можно спокойно делать разбор полётов.
— Но такое полное осознание необходимо в начале работы над собой.
Это не осознание, это самообман, под видом осознания. Да, реакция, благодаря таким экзерцициям, будет подавлена, она не сможет в явном виде проявить себя, разве неожиданно что возникнет, когда вы не успеете выставить свои защитные редуты.
— Такая работа помогает отследить зарождение эмоций, понять необходимые составляющие различных состояний, помогает по желанию входить в определенное состояние, как эмоциональное, так и ментальное, и другие... и все делать осознанно.
И утопить истинные причины, и остаться в неосознанности. Остаться более управляемым, более просчитываемым другими и по-прежнему неосознанным.
Они учатся управлять своими уже случившимися неосознанными реакциями. Направлять их в более или менее приемлемое русло. Да, это работает, но это делает человека механичным, он становится почти что роботом. И копит помаленьку в себе внутри напряжение. Которое, так или иначе, нужно скинуть. Потому иногда происходят такие реакции, которые никак не предусмотрены планом их управления. Потому срывы, и нервы, и болезни. Причина вполне может вылиться в болезнь.
— Но это не выключает из работы какой-то не желательный эмоциональный диапазон, человек не становится ущербным... ограниченным в чем-то.
Никакой человек никогда не является ущербным. Просто большая часть людей даже не подозревают, что же на самом деле ими движет в том или ином случае.
— Это и называется: Мастер умеет, но не делает.
На самом деле все делают. Это такой красивый оборот — делать не делая, но, вы его сути не знаете. Мастер, так же как и вы, что-то делает, он же не труп, только в отличие от вас у него нет привязанности к тому, что он делает. Он делает ничего не ожидая, потому на нём ничего не остаётся от сделанного, никакой зависимости от сделанного, никакой привязанности к сделанному, то есть, кармы.
Мне смешно смотреть, как буддийские монахи прилюдно делают посредством песка мандалу, а затем торжественно заметают её веником. Типа, непривязанность к результату. Глупцы, они превратили это действо в самую сильную привязанность — теперь их эго тешится вниманием других людей, поклонением. Изначальный смысл данного упражнения был совсем в ином. Хотя внешне всё похоже.
— Мастер контролирует себя...
На самом деле наоборот. Нечего контролировать, ведь потому он Мастер, что осознал все причины и отпустил их. Их нет больше. Нет ничего неосознанного, нет объекта для контроля.
И что такое контроль? Это попытка удержать в неких рамках свою неосознанную реакцию.
У Мастера нет неосознанных реакций. Он не может разозлиться, поскольку в нем нет злости, он не может приревновать, поскольку в нём нет ревности и так далее. Конечно, окружающим-то откуда об этом знать, что действия Мастера проистекают из сострадания, а не от неосознанных реакций. Как например, когда Иисус разогнал менял в храме. Внешне он походил на разозлившегося. Но в нём не было ни йоты злости. Если кто внимателен, то он заметит, что после таких вот действий Иисуса нет никакой тяжести, нет ничего. Они (его действия) не оставляют следа. Он к ним не привязан.
— ...и при этом старается понять мотивы поступка визави — работа сложная.
Зачем ему понимать то, что видно как на ладони? Понимание нужно тогда, когда человек слеп. Тогда он заменяет прямое видение пониманием.
— Не просто — отпустить... и, что немаловажно, познание и осознание сами по себе невозможны без контролируемой агрессии.
Без разницы, как вы её назовёте, это ваш тормоз. Именно это не даёт вам осознания. Контролируемая агрессия! Да вы рассмешили.
Что такое контролируемая агрессия? Это когда она неосознанно выскакивает из ваших недр, а вы её сдерживаете, контролируете её проявления. Никакого отношения это к осознанию не имеет. Это не означает, что я за то, чтобы позволить агрессии проявлять себя как она хочет, пуститься во все тяжкие. Как подавлять, так и потакать агрессии, как и любым иным проявлениям — значит оставаться неосознанным.
— Подобные проблемы есть во всех методиках такого стиля, например, у Карнеги... когда хочется очень быстро решить какую-то проблему без работы осознания... На осознание уходят годы труда.
Карнеги! Это абсолютно противоположный путь, это путь в тотальную бессознательность. Никакой работы осознания нет вообще. Человек учится подавлять свои реакции и тренируется в том, чтобы стимулировать в другом нужные ему. Это хороший способ манипулировать другими, и в обществе хорошо работает и даже полезно. Но никакого отношения к постижению себя, к осознанию это не имеет.
Если человек это понимает, тогда Карнеги ему не повредит, если он полагает, что это и есть, пусть длинный, но верный путь — он уйдёт в тупик. Хотя тоже не страшно. Всякий тупик кончается.
Теперь наш метод. Наш не потому, что мы придумали, он древний-предревний. Наш, потому что мы его практикуем. Это метод расслабления.
Когда произошла некоторая реакция с моей стороны, разозлился ли, занервничал ли и так далее, то всё внимание на саму реакцию в самом себе. Не на внешний источник, а на самого себя, свои реакции.
В этом случае, вне зависимости как именно я реагирую, что именно происходит внешне, получается одна замечательная штука — моя реакция перестаёт получать подпитку с одной стороны, а с другой — то, что во мне вызвало эту реакцию, не получая сопротивления от меня в виде переключения внимания на всякое внешнее, не имея подавления, начинает выходить наружу.
А я что делаю? Расслабляюсь во всём этом. Не в том смысле, что позволяю себе вести себя как угодно, мы же в обществе живём, есть определённые нормы и правила, а в том смысле, что, перестаю питать свою реакцию. В конечном итоге, причины выходят на поверхность и уходят. Я перестаю их держать. И никакой реакции на то, что вчера вызывало раздражение, злость, суету и прочее нет. Соответственно, нет нужды чем-то управлять, что-то контролировать. А есть то, что начинаешь видеть в другом, то, что движет другим в его бессознательности к самому себе.
Когда видишь, как человек неосознанно реагирует, то, как можно злиться или негодовать? Это как злиться на дождь или ветер — это просто глупо.
Разумеется, вот как просто взять переключиться на внутреннее, а не на внешнее, по привычке, сложно. Это же сколько жизней движение в одну сторону, а тут раз — и развернуться! Это не просто. Это не тяжело, а сложно. Тяжести как раз нет никакой, ведь, чтобы расслабиться и просто смотреть на свою реакцию внутри, не нужно тратить силы и энергию. Тратить нужно тогда, когда нужно контролировать и сдерживать.
Разные практики и упражнения помогают в этом. Ещё важно — образ жизни и питания. Может элементарно быть дефицит кальция, а это неминуемо — раздражительность и другие проблемы с нервами. Можно не высыпаться и получать реакции от недосыпа, и так далее.