Все жертвы, которые принёс Миларепа, по своей сути заключены в том, чтобы отпустить своё прошлое и свою гордыню. Если бы он смог это сразу осознать, то смог бы отпустить без всяких жертв. Т.е. он прошел такой трудный и тяжкий путь только ради того, чтобы осознать, что самое главное — расслабиться и отпустить.
Он, вообще, молодец, редко кому удается отпустить свою гордыню, которая тенью шествует за человеком, который обладает некими сверхспособностями. И не важно, сколько пострадал Миларепа, если он в конечном итоге отпустил свою гордыню. Можно и проще, конечно, можно осознать саму гордыню и отпустить её, а не мучать себя из года в год.
Тут говорят, что "гордыня его осталась далеко позади и если говорить честно, то он ею никогда особенно и не страдал". Конечно не страдал! Страдал бы непосредственно от своей гордыни, тут же отпустил бы её. Человек вообще никогда не страдает непосредственно от того, что видит. Потому, если человек страдает, то значит, он не видит причину своего страдания. Он может сколь угодно думать о причинах, но никакое думанье не есть видение причины.
Так и Миларепа — когда закончил последнее здание, так и увидел причину своего страдания и отпустил. После этого и стало возможным, то, что стало после этого. Но никто не мешал Миларепе будучи ещё дома не поддаваться соблазнам. Он поддался жажде мщения и, вместо того, чтобы отпустить, расслабиться и перестать держаться за материальное, поддался на уговоры своей матери. Ситуация как раз была для него переломной, критической.
Существование в лице матери с палкой дало ему огромный шанс, вот сейчас отпустить прошлое, вот прямо сейчас поддержать свою радость, пусть и на фоне алкоголя, но не поддельную, настоящую, шагнуть вперед, но... Он шагнул назад, он испугался. Хотя, шагни он тогда вперед, не появились бы впоследствии замечательные стихи Миларепы:
«Я склоняюсь к стопам Милосердного Марпы!
Вы, мои ученики, объединенные верой,
Выслушайте последнее наставление
Старца Миларепы, Духовного Отца,
Йога Миларепы,
По милости Марпы из Лхобрака,
Выполнившего все свои обязанности безупречно.
Если вы, мои шишьи и последователи,
Желаете соблюдать мои заповеди,
Делайте то, что я вам сказал,
И тогда в течение этой жизни вы принесете
Неоценимую пользу другим и себе,
Радуя меня и Высших Будд.
Все остальное бесполезно
Для вас и других и огорчительно для меня.
Если гуру не принадлежит к непрерывающейся
апостольной иерархии,
Какая польза от посвящения?
Если Дхарма не проникла в сердце,
Какая польза от заучивания наизусть тантр?
Без полного отречения от мира
Какая польза от медитации на Избранных Истинах?
Если тело, речь и ум не созвучны Учению,
Какая польза от соблюдения религиозных обрядов?
Если гнев не побежден с помощью противоядия,
Какая польза от размышлений о терпении?
Если не оставлены все пристрастия, все симпатии и антипатии,
Какая польза от молитв?
Если эгоизм не выкорчеван из сердца,
Какая польза от занятий благотворительностью?
Если живущих в Шести Лока мы не считаем нашими родителями,
Какая польза от посвящения в духовный сан?
Если чистая любовь и благоговение не прорастут в сердце,
Какая польза от возведения ступы?
Если нет способности медитировать круглосуточно,
Какая польза от изготовления тша-тша?
Если произносимая молитва не рождается в глубине сердца,
Какая польза от соблюдения годовщин?
Если не были получены Тайные Учения,
Какая польза от страданий?
Если к Святому не относятся с любовью и Верой при жизни,
Какая польза от поклонения его останкам или его изображениям?
Если в человеке не родилось раскаяние,
Какая польза от слов «отвергнись от себя и покайся»?
Если не культивировать любовь к другим, большую, чем к себе,
Какая польза от словесного сочувствия?
Если все греховные страсти не преодолены,
Какая польза от служения религии время от времени?
Если каждое слово гуру не почитается и не исполняется, как закон,
Какая польза от такого учительства?
Все дела, не приносящие пользы,
Не приносят ничего, кроме вреда, и потому не совершайте их.
Йог, завершивший свой путь служения,
Не должен возлагать на себя новые обязанности».
Пока человек пытается развить и усовершенствовать себя, он движется вникуда относительно просветления. Как только человек отпускает и принимает себя, каким он есть, он движется туда. Точнее, престает двигаться от себя и возвращается домой. Миларепа ничем не отличается в этом от всех других. Только каждый сам постигает эту мудрость. До Миларепы дошло, когда он построил 9-й дом.
Можно ли сказать, что причиной отпускания гордыни стало строительство с последующим разрушением домов? Нет, это не причина. Если бы он не отпустил свою гордыню, то мог бы и 20-й дом быть, или помер бы, или плюнул бы на это всё и ушел.