Нельзя стать просветленным. Это не процесс становления, совершенствования, духовного роста и прочего. Каждый уже просветленный.
Просветление — это просто напросто глубинное расслабление. Но ведь каждый принципиально имеет в себе потенцию быть расслабленным. Это качество каждого. То, что каждый решает быть напряженным, — это его свобода. Так ему пока интересней. Как только надоест, так сразу человек расслабится.
Этот путь может быть осознанным, что редко. Как правило, надоедает после многих жизней попыток дуть в одну дуду. Например, человек занимается искусством. Она балерина. Этот человек может за несколько жизней довести свое искусство до высочайших высот, это будет уже не переставление ног по сцене и не танец, это будет полёт, вихрь, единство тела и чувств, это будет величайшая танцовщица... но, рано или поздно, человеку это надоест. А что дальше? И что из всего этого вытекает? Это как надоедливая модная песня. Рано или поздно, она наскучит и ее начнут забывать, как бы прекрасно она ни звучала в моей голове сейчас.
Человек постепенно, путем перебора тех или иных вариантов, постигает, что ничто внешнее не дает ему полного удовлетворения. Ему всё равно любое занятие наскучит. Тогда он начинает искать внутри. Он обращается к Богу, он начинает быть монахом, он начинает заниматься йогой и так может продолжаться многие жизни. Это новое и увлекательнейшее занятие. Но и это надоест. Если в мирской жизни остались хвосты или желания, человек опять пустится в круг мирских, внешних занятий. И так далее, и так по кругу.
Пока, однажды, ему не надоест всё. Или он однажды просто расслабится в том, что он есть сейчас. Просто примет всё так, как оно есть. Перестанет совершенствовать себя, улучшать, страдать по поводу и без, и прочее.
Это не значит, что человек станет сидеть мумией в углу. Он, напротив, радостен и весел, поскольку более не мучается, он просто расслабленно, то есть, радостно живет, делая то, что делается. В нем не возникает напряжения ни по какому поводу.
Просветление не есть результат любого делания, поскольку просветление — это предельная расслабленность, предельное приятие всего происходящего. Просветление — это предельная полная жизнь в сейчас, без мельчайшей жизни во вчера и в завтра.
Так что живем, радуемся тому, что есть, и тому, чего нет, и все дела. А если не получается радоваться? Ну и не радуемся, что тут страшного. Тогда огорчаемся, с маленькой, маленькой поправкой: принимая, что причина огорчения — я сам. В моей жизни происходит только то, к чему я самолично стремился. А раз так, то зачем печалиться тому, что я сам лично сделал. Порадуемся тому, что я, оказывается, могу себе сделать как плохо, так и хорошо. Никто и ничто не властно над моей жизнью. Вот такая маленькая практика очень многое дает.
Просветлённым нельзя стать, это не результат стремления, это не результат чьего-то позволения. Человека невозможно принудить к тому, к чему он внутренне не готов. Если вы что-то делаете, значит вы на это готовы. Удобно, конечно списать это на обстоятельства, на превозмогающую силу противника, на неумолимые условия и на что угодно. Но это самообман. Пока человек не поймет, что он сам все выбирает, совершенно свободно, что только он лично ответственен за самого себя, он так и будет пытаться найти виновных во всех своих проблемах. Типа, например, что всех кто-то дергает за веревочки.
Человек свободен в любое время изменить себя, поскольку, в отличие от животных, он имеет возможность подняться над природой инстинктов. Не победить инстинкты, это глупость, а постичь их суть и перестать быть марионеткой в их руках. Быть куклой в руках природы или быть свободным — эта возможность выбора есть у каждого человека.
И ещё важно понять одну штуку. Если я в настоящем моменте и осознал это, то это не означает, что эго исчезает. Эго остается, поскольку отсутствие эго означает немедленную смерть. Это эго поддерживает держание за жизнь. Эго остается, но оно становится просто механизмом для жизни и не более.
Приведу такую аналогию. Сейчас эго как президент, оно решает то или иное. Когда человек осознает себя в настоящем, тогда эго становится как начальником, например, почты. Почта работает сама по себе, по своим законам, обеспечивает вас своими услугами, но вы разве знаете начальника почты? Так, как президента?
Когда человек не в настоящем, тогда его эго — его хозяин; когда в настоящем, эго — исполнительный механизм. Но во всех случаях для эго не существует настоящего, поскольку эго, по сути своей, это просто механизм памяти.
Комментарии