— Я не чувствую никакой энергии у себя в голове. Точнее, я чувствую напряжение, когда что-то не понимаю и стараюсь понять, хотя, в это время всевозможные варианты крутятся, но потом — бах! вспышка! — и пришло понимание, как озарение, но не из тех надоедливых вариантов из прошлого, а совершенно новое.
Это напряжение есть указка на скопление энергий. Таким способом выстроена вся наука. Накапливая энергию в голове, фокусируясь в неком направлении, можно осуществить прорыв и узнать нечто новое. Но это путь познания внешнего, объектов. Познать самого себя таким способом невозможно. Способ познания себя один — расслабление. Этот способ полностью противоположен способу познания объектов. Если вы проанализируете всевозможные способы медитаций, то заметите одно их свойство. Их цель — в конечном итоге привести человека к расслаблению.
— Тогда осознание — это вроде медитации и наблюдения, отторжения от объекта, чтоб быть непривязанным, но оно не рождает новой идеи.
А зачем нужны какие-либо идеи, если и так все ясно?
Мало того, каждый момент нов абсолютно. Ничто не повторяется. И в этом никакие идеи не нужны. Ничего не нужно, достаточно просто переживать это новое мгновение.
Однако, существуют определенные заблуждения. Люди шарахаются из крайности в крайность. Чтобы научиться что-то делать, тому же умению работать за компьютером, нужно этому учиться и использовать, естественно, свой ум. Никакое просветление здесь не помощник. Но вот восприятие всего происходящего это уже другая история, тут ум нам только вредит.
Все сводится в конечном итоге к тому, кто в доме хозяин — я или мой ум? Конечно, это тоже слова, которые не в состоянии донести истину.
— Можно ли расслабиться при мышечной нагрузке? Например, спортсмену или человеку тяжелого физического труда? Могут они быть в медитации или им нужно специальное время для этого? Если да, то как это сделать? Уйти из спорта или поменять работу?
Простой пример. Бег на сто метров. Наши бегуны и американцы. Наш бежит так, что видно, как он прилагает усилия, как он рвет и мечет. Когда смотришь на американца, то у него челюсть висит, все то, что не нужно в беге, совершенно расслабленно, напрягаются только те мышцы, которые "бегут".
Посмотрите на людей, которые сели отдохнуть. Некоторые не могут расслабиться и это выражается в качании ногой, в кручении большими пальцами, постукиванием пальцами, большие пальцы не висят, а оттопырены и т.д. Такой человек, что бы он ни делал, будет всегда в напряжении. Даже когда отдыхает. У него меняется только интенсивность напряжения.
Поэтому учимся расслаблению, а оно естественным путем проникнет во все, что мы делаем.
— Мы-то уже слышали и знаем, что есть просветление, медитация, духовный рост, нам-то легче, мы можем и при жизни стать просветленными, пробужденными!
Кто такое сказал? Это все ваша вера в это, это алчность ума — теперь я стану просветленным! Это ум непрерывно жаждет кем-то стать, чего-то достичь. Это ум не удовлетворен тем, что есть.
Просветление — это просто полное удовлетворение тем, что есть сейчас, тем, что я есть сейчас. Просветление — это просто тотальное расслабление, тотальное приятие всего таким, каково оно есть. Просветление — это не достижение чего-то, это полное отпускание всего. Просветление — это не значит чему-то там научиться. Когда просветленные говорят, что все люди просветленные в потенциале, то это означает, что любой в принципе сможет быть полностью расслабленным.
Ум — это напряжение. Пока вы в уме, вы будете оставаться в напряжении и преследовать всякие дурацкие цели — духовный рост и просветление. Пока вы преследуете любые цели, вы в напряжении и до просветления как до горизонта.
— Значит, нет нового понимания, а все давно уже известно? Тогда почему все разные?
Не так — много чего неизвестно, но никакого отношения к осознанию познание неизвестного не имеет.
У Кастанеды есть такой эпизод. Пишу на память, но заменил некоторые специфические выражения, раз вы не читали. Одна из замен — "постижение себя". Дон Хуан выражался по-другому, но суть в этом.
Сидят они в летнем ресторанчике, типа наших летних кафе, рядом стайка пацанов, очередной посетитель встает и уходит, эта стайка налетает на его стол и они молниеносно и тщательно съедают остатки, после чего опять сидят тихо в сторонке. Дон Хуан пояснил Кастанеде, что у этих мальчиков договор с хозяином. Они не пристают к посетителям, он им позволяет доедать остатки. Затем дон Хуан обратил внимание на состояние Кастанеды. Он его спросил:
— Тебе, по-видимому, жалко этих ребят?
Кастанеда ответил утвердительно.
— А почему? — спросил дон Хуан.
— Ну, как же, им не доступно образование, им не доступно то и се.
— А тебе твое образование хоть каплю помогло в твоем постижении себя?
Кастанеда задумался.
— Нет, не помогло.
— Так вот, — сказал дон Хуан, – И ты, и эти ребята имеют абсолютно равные шансы постичь себя. Дело только в намерении, а не в образовании и уровне жизни.