Человек свободен во всем. Никто и ничто не ограничивает человека быть как добрым, так и злым, повернуться к светлому или тёмному. Человек, приходя в церковь, за редким исключением идёт к Богу, а больше к тому, чтобы порешать проблемы, типа, вот я сейчас свечку поставлю, молитву сотворю, а мне за это воздастся.
Но сам человек, как нёс в себе обиду, так и несёт, как нёс в себе алчность, так и несёт, как нёс в себе злобу, так и несёт, как нёс в себе гордыню, так и несёт. И т.д. А всё потому, что подспудно этот человек хочет, на самом деле, чтобы самому не меняться, а за него всё сделалось.
Чтобы священник был живым проводником, он должен им быть, а не просто называться. Если этот священник так же, как и приходящие к нему, носит в себе то же самое (выше перечисленное), то он не может быть проводником к Богу. Куда-то он непременно будет проводником, но на том конце Бога вы не найдёте. Если бы батюшка был истинным, а не подобным своим прихожанам, то он мог бы указать на ложность прихожания. По крайней мере, человек бы имел шанс осознать, что его вера фальшива. Конечно, это обидно и неприятно для большинства. А так, одни поддерживают других, и всем хорошо.
Смотрели фильм «Остров»? Главный герой — проводник к Богу, другие, рядом с ним — нет.
Молитва нужна не Богу, а самому человеку. Можно сказать, это определённого рода инструмент, который даёт возможность (не автоматом, а только возможность), раскрыть в себе более глубинное, что как правило спит у большей части людей — раскрыть в самом себе божественное начало. Если молитву произносить только на уровне ума, будет то, что и происходит — ничего. Молитва должна зазвучать в душе.