Духовность — это быть гармоничным, то есть, расслабленным. Не внешне — внешнее обманчиво, — расслабленным внутренне. Тогда человек — не ум, не эмоции, а он сам — его душа, его суть. Когда человек расслаблен, тогда он духовен, когда напряжен — бездуховен.
Человек настолько сросся со своим напряжением, что часто для того, чтобы его ощутить и отпустить, ему полезно усилить это напряжение, довести до такого уровня, чтобы тошно стало и очевидно. Вот так люди и постигают себя, в большинстве своем. Путем горя, страданий, доведением себя до крайностей.
Когда человек расслаблен, то он не может навредить ни себе, ни окружающим, а когда напряжен, то он только вредит и себе, и окружающим.
Насчет страданий людей, тут есть одна загвоздка. Никто не дает человеку страданий. Это он их сам себе создает. Как только он перестанет их создавать, так сразу страдания прекратятся. Если бы страдания шли снаружи, как результат чьей-то деятельности, тогда человек обречен. Тогда ему нужен мессия, спаситель и прочие разности. Тогда один будет его спасать, другой — дьявол, к примеру, — губить. И будет бедный человек как марионетка, которую дергают за веревочку разные силы.
Но, к счастью всё не так. Раз человек — сам причина своих бед, тогда всё в его руках, он сам — причина своего блаженства.
Поэтому, духовный человек никого не спасает. Это невозможно по определению, он просто демонстрирует окружающим, что и они могут расслабиться и перестать страдать. Духовный человек равно такой же, как и все остальные, и потому каждый может быть в блаженстве, а не в страдании.
То есть, путь во все времена был один: расслабиться и перестать искать пути.
Все пути ведут прочь.
Полная остановка внутри себя — и ты оказываешься дома. И, для того чтобы человек смог ощутить своё делание (умом, эмоциями), он может выполнять определенные упражнения. Все такие упражнения — не есть путь. Это способ вытащить для своего осознания внутреннее делание, свои ожидания, свои глубинные мысли и эмоции, всё то, что не позволяет остановиться внутри себя.