Если есть группа людей, которые наслаждаются красотой заката, а к ним приходит некто с приборами и начинает этими приборами делать замеры — искать красоту, то какое отношение у них к такому человеку? Совершенно очевидно, что у него нет абсолютно никакого опыта постижения красоты, иначе ему такое бы в голову не пришло. Нельзя её найти так. Поэтому, ответы тех, кто постигает красоту без приборов — это не споры, это разъяснение, что таким образом красоты не находят. Те, кто понимает красоту, понимают и то, откуда они тоже когда-то вышли. Поэтому тут спор невозможен принципиально.
Приведу другой пример. Предположим, что все слепы, глаза по тем или иным причинам не видят. И однажды вы прозрели. Вы отбросили трость, этот незаменимый атрибут слепого. Теперь, чтобы в незнакомом месте пройти к выходу, вы просто встаёте и идёте. Нет даже тени мысли, что вы не попадёте в дверь. А все окружающие вас не понимают — они просто не могут представить, как это возможно. Они говорят: «Погоди, без трости, рано или поздно, ты упадёшь в яму».
Спор тут невозможен. Только если кто из слепых поверит и попробует стать зрячим, тогда он поймёт. Никак иначе. Даже если кто из слепых поверит, но не станет искать способы для раскрытия глаз, как бы он ни верил, в нём всегда будет жить сомнение. И самое главное: он по-прежнему должен держать трость.