Пока у человека не возникнут вопросы, то это ещё не полноценное существо. Возникновение вопросов — это первый шаг к познанию себя.
Вот вы спросите, а много ли вопросов у камня? Может быть, это несколько глупо кому покажется — камень и вопросы. Да и вообще, человек-то тут где?
Там он, родимый, будущий человек живёт пока в камне и блаженствует.
Хотя, если взять уже настоящего человека, то ему-то бытие в камне никак блаженством не покажется. Оно и понятно. Человек подобен камню, когда он в глубокой коме.
Но вот камень, чего ради он потом становится растением? Чего его туда толкает? Чего бы ему и дальше камнем не блаженствовать?
Вопросы возникают, однако. «И чего это я камень, зачем, и что дальше» и пошла писать губерния. Как только возникают вопросы, остановить этот камень уже нельзя.
Без разницы, сколько пройдёт времени, пока камень однажды воплотится в мире растений. Главное, первый шаг сделан. Задан вопрос. Они, вопросы-то, всё от неудовлетворённости возникают. И пока эта удовлетворённость не наступит, вопросы замучают.
Конечно, глупо слушать камень и стараться услышать его бормотание. И вопросы у него оформлены по-иному, да и ума у него нет вообще, ни в каком виде. Это только в нашей интерпретации его вопрос будет словесный. Камень не может спросить самого себя «кто я?» так же, как это делает человек. Он это спрашивает по-своему, непереводимо на язык человека.
Хотя, это конечно тоже интересно, вспомнить своё состояние камня, оставаясь при этом осознанным. И вдруг, камни кругом оживают!
И назад пути нет. Только вперёд — от растения в камень никак. Только вперёд, только в животные.