Садхана нового времени

Существует четыре типа садханы или духовной практики. Первый — "отшельники" — с отрывом от жизни, от социума, от всего человеческого. Уход в пещеры, горы, пустыни, глухие и труднодоступные места, отшельничество с расчётом на то, чтобы никто не мешал выполнять практики. Очевидно, помимо плюсов тишины и спокойствия, подобная садхана не давала прожить множество жизненный ситуаций и постичь множество граней собственного существа, которые проявляются только во взаимодействии с людьми, с обществом, с социальными институтами. Как постичь в себе семейные или иерархические инстинкты и желания, если нет способа достать, проявить и увидеть их? Никак. Получается, что достигнутая внутренняя тишина была тишиной окружающей пустыни, а не тишиной осознанности.

Вторая садхана — "суфии". Садхана без отрыва от жизни, но с маскировкой от неё, от общества путём создания тайных обществ и орденов, с передачей тайных знаний, отбором кандидатов, закрытыми уровнями, практиками по расписанию, упражнениями по классам и прочими прелестями огораживания.Такая садхана, когда ученик зависит от учителя в практиках, несёт в себе как плюсы индивидуальных занятий, так и минусы вырождения, "окукливания" в себе и деградации. Учителем может стать случайный человек, если нет традиции передачи (а даже если есть такая традиция, она может оборваться, и начнутся случайные назначения), и этот случайный человек начнёт реализовывать свои желания и удовлетворять своё скрытое подавленное бессознательное. Может осознанно или неосознанно формировать т.н. "магическую цепь", играть в гуру, эксплуатировать учеников разными способами. Даже из лучших побуждений.

Третья — "религия". Садхана для всех, даже для тех, кто не готов и не хочет её. Поездка к Богу на общей электричке. Вылилась в рождение ритуалов и обрядов (так как не все обладали достаточной чувствительностью для индивидуализации практик), что повлекло появление эгрегоров, а за ними и священства. Эгрегоры могли быть и на второй ступени, но там больше магические цепи и гуруизм, а здесь — наоборот. Появление посредников между людьми и их целью повлекло только диктат, необузданную власть одних над другими, реализацию низменных похотей и прихотей. Даже если священник оказывался светлым человеком, он не мог повернуть всю армаду направляющихся на коллективное просветление. Путь к которому индивидуален, напомним.

Четвёртая садхана — Садхана Нового времени. Садхана для всех, кто изъявил желание, и без ограничений. Без образования орденов, санньясы, кружков по интересам и сект, без священников, групп-лидеров, шейхов и ачарий, без ритуалов, обрядов, почитания гуру и служения. Садхана в которой никому не отказывают, но и никому не навязывают. Сугубо частное индивидуально решение быть в собственном духовном поиске или отставить его в сторону. Хочет человек — сам идёт. Не хочет — отдыхает, живёт жизнью обывателя или остановился и временно занимается посторонними делами. А может, просто достиг потолка для этой жизни.

Людям такой садханы можно только рассказать про возможности, показать техники и иногда поболтать с ними о результатах. Тогда духовные практики будут идти без отрыва от обычной повседневной жизни, обогащая её и находя в ней огромный материал для работы: во всех и каждых повседневных отношениях, эпизодах и ситуациях. Люди не будут друг над другом "гуреть" и навязывать своё мировоззрение и системы определений (например, "эгрегоров" можно заменить "коллективным бессознательным" или не использовать вообще — первобытные просветлённые прекрасно просветлялись и без этого, более того, миру известны просветлённые животные, которые вообще не умеют абстрактно мыслить и воспринимать такие высшие абстракции, как "эгрегор"). Более того, картины мира даже иногда мешают, вводя жёсткие модели и схемы, мешающиеся процессу познания, при неизбежном выходе за их рамки (любая модель многократно меньше исследуемого мира и, рано или поздно, становится ложной). Такая садхана формируется на собственном индивидуальном опыте, а не со слов других.

Ярослав Лазарев

Приложение

На частый вопрос по заметкам «Хорошо, а что с этим делать?» сообщаем: практиковать.

Статья-описание сайта «Кратко»

Заметка «Что делать? Общий план»

Заметка «Что делать? Конкретные планы»



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/3801

Комментарии   

Сергей Волохо Permalink 0 Сергей Волохо
На счет того, что животное может быть просветленным, я слышу впервые. Уменя на участке водились два дятла, я их почему-то всегда подозревал в просветленности. Могла птица такой породы достичь просветления и если да, то можно ли ее выбрать в качестве гуру?
14.09.2015 14:09 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
Ярослав Лазарев Permalink 0 Ярослав Лазарев
Цитирую Сергей Волохо:
На счет того, что животное может быть просветленным, я слышу впервые. Уменя на участке водились два дятла, я их почему-то всегда подозревал в просветленности. Могла птица такой породы достичь просветления и если да, то можно ли ее выбрать в качестве гуру?

Каждый выбирает себе гуру сообразно уровню своей осознанности. С некоторого уровня видны настоящие просветлённые или те ситуации, где внутренний свет растёт. А до этого уровня видны лишь ложные обманки. Суть в том, чтобы подтянуть свой уровень самому, а не в том, чтобы искать гуру среди дятлов.
14.09.2015 14:13 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
Сергей Волохо Permalink 0 Сергей Волохо
Дело в том, что у дятла можно учится настойчивости в практике, он делает простое действие с утра до вечера; у дятла мы можем учится сосредоточенности, он бьет в одну точку, и он всегда и везде помогает деревьям, хотя и не давал обет бодхисатвы. Всех эти качества необходимы адепту Пути. И почему же теперь не искать гуру среди дятлов?
14.09.2015 14:42 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
Ярослав Лазарев Permalink 0 Ярослав Лазарев
Цитирую Сергей Волохо:
Дело в том, что у дятла можно учится настойчивости в практике, он делает простое действие с утра до вечера; у дятла мы можем учится сосредоточенности, он бьет в одну точку, и он всегда и везде помогает деревьям, хотя и не давал обет бодхисатвы. Всех эти качества необходимы адепту Пути. И почему же теперь не искать гуру среди дятлов?

Ищите, никто не запрещает. Может, в этом ваш Путь как адепта.
14.09.2015 14:53 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
Рамиль Permalink 0 Рамиль
А может просветленными животными считают Ханумана? или Черепаху которая помогала в пахтании океана, или рыбу, которая оповестила мудрецов и будущем наводнении и помогла спастись им?
28.07.2017 08:08 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
Ярослав Лазарев Permalink 0 Ярослав Лазарев
Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.