Непонимание друг друга

Только что беседовали на одном ресурсе на тему сознания. Дискуссия началась с обсуждения целей йоги, а потом плавно перешла к сознанию. И тут возникло непонимание, потому что каждый из участников изначально вкладывал свой смысл в явление сознания, с которым подходил не только к данному разговору, но и к своему многолетнему пониманию разной духовно-мистической литературы и всего явления в целом. Люди спорили, как всегда, о терминах и словах, что какое значит и что какое должно значить. Спор, как видится, многолетний, в него вовлекаются постоянно разные люди, и его вариации есть везде, где дело хоть каким-то образом касается вопросов сознания, осознанности, разума, ума, чувства «я», эго, подсознания, бессознательного, сверхсознательного, коллективного разума, коллективного бессознательного и так далее. Вопрос извечный, но кажется, что-то с этим надо делать.

Для теоретиков и любителей системности есть два подхода. Интеграция и эволюция. Если исходить из соображений того, что человек практически никак не изменился за тысячелетия, можно брать и интегрировать опыт разных систем на всей планете. Переводить термины, сличать разные подходы, искать общие понятия, раскладывать по полочкам и собирать сохранившееся. Что десять тысяч лет назад, что сейчас, чувственный опыт остаётся одним и тем же, новых органов у человека не появляется. Возможно, просто усложняется жизнь, сменяется парадигма общества (например, научное мышление пришло на смену мифологическому и магическому), меняется описательная возможность и сложность языка, но то, что описывается — опыт сознания — он всегда один и тот же. Кое-кто даже говорит, что его невозможно описать и определить.

Путь эволюции ещё труднее — развивать свою науку, которая сейчас находится в зачаточном состоянии в виде психологии и нейробиологии, которые, по сути, направлены не на глобальную задачу осознания, что такое разум, а на сугубо локальные терапевтические маленькие задачи узкого круга проблем. Конечно, без прикладного смысла наука далеко не ускачет, но в самой цивилизации ныне живущих людей нет большого запроса на познание разума, нет великого общественного вызова, социальной задачи на поколения вперёд. Плюс, эта тематика напрямую табуируется в некоторых местах, так как граничит с мистикой, духовными системами, религией и тем, что принято неуверенно называть «непознанным». Из-за такого сильно осторожного подхода, эволюционный путь будет вынужден повторить опыт сотен миллионов людей разных систем десяти тысяч предыдущих лет. На системной основе, при цивилизационном запросе и при соответствующем финансировании, думается, это не займёт много времени — лет четыреста, может, пятьсот.

То есть, пути, конечно, огромны и на них будет потрачена не одна жизнь не одного человека. Ждать, наверное, придётся долго. Что мы можем сделать сейчас? Один друг рассказывал историю из своего чувственного опыта — он всё пропускает через личное видение тонких потоков, — как он попал на лекцию некоей дамы. Совершенно случайно, что-то потянуло зайти в лекторий на том же этаже, где он был по каким-то бизнес-делам и уже уходил. Дама зачитывала что-то такое из популярной эзотерики, от чего в прямом смысле слова уши сворачивались в трубочку и от скрежета болели зубы. Но то, как она это делала, заставляло остановиться и слушать. Точнее, не слушать, а распахнуться, открыться и внимать, отключив слух вообще, во избежание поломок нежной психики. От неё шёл свет, чистый, мощный, гармоничный поток, который некоторые, собственно, и рассматривают как единственную ценность человеческого общения и взаимодействия. Очень забавный случай, просто притча на тему того, что не суть важно, что делаешь, важно то, как ты это делаешь...

Это и есть выход для практиков — через развитие своей чувствительности на практике смотреть, что стоит за словами собеседника. Отстраняясь от этих слов и смыслов, воспринимать человека и его посыл напрямую, за пределами понятий. Видеть и пропускать через себя потоки, правильное и гармоничное восприятие которых обогащает, трансформирует, помогает что-то в себе осознать, увидеть и познать. Через это обогащение и опыт уже собственные слова и интерпретации (которые, помним, во все времена всё равно будут разными по сугубо социальным причинам) будут наполнены не только смыслом, но и тем самым потоком, энергией, помогающей другому трансформировать себя. Все споры о смысле слов пусты и ни к чему не ведут, кроме как к удовлетворению эго и гордыни, к чувству, что победил всех и такой из себя правый. Кроме тех, где кроме смысла слов, в словах лежит ресурс для остальных. И эти остальные готовы его разглядеть и принять.

В заключение, надо кратко описать картину сознания, чтобы заметка стала полной, а в эволюцию и интеграцию влилась и эта капля. Существует сознание, не имеющее границ, которое через осознание самого себя познаёт себя, освобождаясь от бессознательного, отождествлений, желаний и так далее. Нельзя сказать, что у него есть границы и что процесс осознания конечен. В этом кроется парадокс, потому что сознание одного существа есть сознание другого, которые обладают разными самосознаниями, имеющими границы. Существа обладают умом — носителем разума и интеллекта, фокусом «я», которое очерчивает свои границы через личность с характером. Потеря границ для «я» означает смерть. Личность и характер — программы от текущего окружения, которые после смерти теряются вместе с их носителем — «я».

Смена «я», личностей, самосознаний, тел — процесс, в котором сознание познаёт себя во множестве вариантов и тонкостей, ситуаций и эпизодов. Здесь становится трудно описывать этот процесс, потому что сознание лежит не только в области, которая хорошо нами (и религией, и мистикой, и наукой) описывается разными способами и наборами понятий, но и в области, которая принципиально не может быть описана определениями, или в области, где ещё нет определений. Сознание бесконечно. Можно сказать, что бесконечность познаёт себя во множестве форм, одной из которых — мимолётной, конечной и смертной, — есть наше самосознание, чувство «я». И в бессмертие уходит от нас не личность, не самосознание, а то, что мы смогли пробудить и познать в себе из бесконечного сознания.

 

Ярослав Лазарев

 

Приложение

На частый вопрос по заметкам «Хорошо, а что с этим делать?» сообщаем: практиковать.

Статья-описание сайта «Кратко»

Заметка «Что делать? Общий план»

Заметка «Что делать? Конкретные планы»



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/7227

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.