Теизм и атеизм. Науканство и верунство

У нас в обществе есть забавное противопоставление наука — вера. По нему учёным не полагается верить или увлекаться разными духовными поисками, а верующим, соответственно, не полагается читать научные журналы и следить за научно-техническим прогрессом. Даже больше — учёный должен как бы быть воинствующим атеистом, а верующий — идолопоклонником-жертвоприносителем пополам со сторонником магии вуду. Веру здесь путают с суевериями, несмотря на то, что церковь с суевериями борется, а в научные круги смело записывают любого, кто читает научно-популярный паблик в интернете и ни разу в глаза не видел научного метода.

Но это неверно. Вопросы веры не относятся к области наук, если предельно их рассматривать. С появлением христианства божественное было отделено от человеческого и человеку была вручена ответственность за его человеческий мир — мир физических форм, законов и социальных отношений. Духовное никак не пересекается с этим миром, существуя в своём множестве-области. Духовное не объясняет мир физический, не влияет на него, не зависит от него, не проникает в него, не служит каким-то коэффициентом в физических формулах и не служит параметром-нарушителем в физических законах. Единственное место, где духовное пересекается с физическим — это сам человек. Кроме него, кроме живого существа, обладающего и физическим телом, и душой, и прочими тонкими материями, больше никто не может влиять на мир физический.

Духовное — это некая потребность познать себя в тонких сферах, слиться с Существованием, увидеть свои границы или их отсутствие, а физическое — это необходимость в комфорте, в предсказуемости, в порядке, в знаниях о психологии, о своём биологическом устройстве, потребность в упрощении сложных действий в жизни, в безопасности, в увеличении технологичности и прогрессивности. И они прекрасно друг друга дополняют, никак не конфликтуя. Конфликт существует только в шаблонном клишированном мышлении тех, кто ищет способов противопоставить себя другим или выразить свою накопившуюся агрессивность.

Прямо относящиеся к науке люди тоже могут быть закоснелыми. В одной сфере они исследуют что-то, а в других они сидят полностью во власти предубеждений и чужих программ. За примером далеко ходить не надо, картина хорошо описана в литературе и фильмах: гениальный физик может ничего не смыслить в отношениях, быть грубым, нелепым, циничным, трусливым, не иметь вообще никакого "эмоционального интеллекта", быть аутистом, испытывать непреодолимые сложности в выражении своих чувств и в отношениях с противоположным полом. Это даже существует как правило: чем больше знаешь о всё меньшем, тем меньше знаешь о всё большем, перефразируя древнего философа. Если организм направляет все свои ресурсы на одно дело, концентрируя там все свои самые творческие, эмоциональные и интеллектуальные таланты, то неизбежно они отвлекаются от всех остальных сфер жизни. Причём, количество ресурса ограниченно. Даже для продвинутых эзотерических искателей, которые (совершенно зря) хотят себе мистическим образом найти Волшебную Палочку и получить бесконечное преимущество над другими, нарушив законы гармоничной игры в этом мире. Самый очевидный ограничитель — время.

Но не только ограниченность в ресурсе делает учёных и верующих по сути одними и теми же, обычными людьми, убирая всякое ложное противопоставление между ними: и любой учёный, и любой человек в своей жизни что-то вынужден принимать на веру (и даже на слепую веру). У человека нет физической возможности каждый раз к новому явлению применять так называемый «научный метод» с перепроверками. Да и старые, циклически повторяющиеся события периодически перепроверять. Это невозможно чисто по биологическим причинам — лень и шаблонность запрограммированы как поведенческие особенности для экономии энергии и ресурсов организма, которые мозг и мыслительная деятельность расходуют больше остальных  видов деятельности. Мозг так устроен и так эволюционировал, что он живёт шаблонами (отсюда, кстати, идут некоторые духовные поиски, как способ найти выход к свободе от стереотипного поведения, найти что-то за пределами себя-ума, пробудить себя за известными границами, разотождествиться с самосознанием и выйти в пределы сознания).

То есть, любой учёный, а также, посетитель популярного научно-популярного или антихристианского (антирелигиозного) паблика в интернете  могут обладать потрясающим набором установок, убеждений и клише, принятых когда-то на веру и с тех пор не подвергаемых никакому пересмотру. Они могут быть копией того, на что яростно нападают (возможно, кстати, бессознательно видя в цели нападок своё отражение) и обличают — набором суеверий, лени, предубеждений, необъективности, предвзятости и предрассудков. Если включить абстрактное мышление и снять с явлений внешние формы и способы выражения, суть может оказаться одной и той же: дремучий идолопоклонник и прогрессивный актуальный любитель модных гаджетов  — суть один и тот же человек.

Видится, что гармоничный подход состоит в том, чтобы во всех сферах жизни постоянно находить закостенелые установки и убеждения, перерастать их и исчерпывать, осознавать их причины, отпускать и расслабляться. Это будет постоянным ростом во все стороны, в бесконечность.  И это же будет тотальностью и интенсивным проживанием, дающим прямую дорогу во всё большую осознанность. Наверное, не все могут жить тотально, растягивая себе удовольствие познания всех сторон существования на многие жизни. В одной жизни идёт проработка одной группы установок, в другой — другой, в третьей — отдых, в четвёртой ещё куда-нибудь пойдём. В этом — жить наполовину, вполсилы, — тоже может быть смысл. Все же разные. Однако, тотальность и интенсивность — это путь к внезапному, дзенскому просветлению здесь-и-сейчас.

 

Ярослав Лазарев

 

Приложение

На частый вопрос по заметкам «Хорошо, а что с этим делать?» сообщаем: практиковать.

Статья-описание сайта «Кратко»

Заметка «Что делать? Общий план»

Заметка «Что делать? Конкретные планы»



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/7474

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.