Неумение распознавать и понимать сигналы своего тела формируется с самого детства. Еще будучи милыми малышами мы слышим, что маме лучше знать, наелись мы или нет, и нас продолжают пичкать кашей до тех пор, пока мама не решит остановиться, посылая подальше сигналы нашего собственного желудка. Чуть постарше мы слышим, что мы на самом деле не устали, а просто филоним, что не плохо себя чувствуем, а ленимся, что у нас не болит живот, а воспаление хитрости...
Жизнь портит людям и доставляет дискомфорт собственные неоправданные ожидания. Которые именно мы обращаем на другого: он изменится, бросит пить, зарплату сами должны поднять, отношения сами ко мне домой придут. В случае нереализованных ожиданий возникает злость, обида, вина на всех.
Почему человек начинает жить будущим, не замечая того, что происходит с ним в настоящем? И чем опасен синдром отложенной жизни?
Синдромом отложенной жизни принято называть психологическую установку, согласно которой все лучшее произойдет где-то в будущем.
Для того, чтобы отстаивать свое мнение, защищать личные границы и озвучивать желания нам необходима уверенность. Только с ее помощью мы будем по-настоящему услышаны и поняты. Но, к сожалению, уверенности многим недостает. Неужели стоит прибегать к агрессии?
У Фредерика Бакмана есть чудесная книга, которая так и называется: Тревожные люди. Я ее, конечно же, не дочитала. Но сюжет такой: жил-был один хороший человек, правда хороший, не подлый, любил жену, рисовал с дочерьми карандашами. Однажды он так перенервничал, что решил ограбить банк ради небольшой суммы, а потом совершенно случайно еще и захватил заложников. Потом, бум — хороший человек исчезает, на полу лужа крови, но заложники целы и невредимы. А дальше у меня закончился обеденный перерыв, и я не дочитала.
Травма отверженности – одна из тех травм, о которых в психологии приходится говорить довольно часто. Диагностировать ее можно по крайне неприятному, преследующему ощущению покинутости и изоляции. Человеку с травмой отверженности постоянно кажется, что он как бы эмоционально отделен от своих близких и уж тем более от других людей: его не любят, не ценят, не понимают, а еще если кто-то и есть рядом, то он обязательно вскоре бросит его или вовсе умрет.
Примитивные защиты используют все живые существа, в том числе и человек, и их всего четыре: бей, беги, уступи или замри.
В относительно здоровых условиях воспитания, когда человек получает должную заботу и уважение, когда его потребности удовлетворяются, а эмоции контейнируются, когда взрослые устанавливают и удерживают границы, он осваивает все четыре способа защиты и свободно выбирает из них ту, которая в конкретной жизненной ситуации оказывается наиболее актуальна.
Зелёный свет активирует внутреннюю обезболивающую систему мозга, связанную с опиоидными рецепторами и пептидами энкефалинами.
Поиск способов устранения боли без каких-либо побочных эффектов – один из главных приоритетов современной медицины. Большой потенциал в этой области имеет терапия светом, как неинвазивный, удобный и экономичный способ уменьшения боли. Воздействие светом определенной длины волны, интенсивности и пути введения уже показало положительный эффект при различных заболеваниях (фибромиалгии, мигрени, нейропатической боли), а также при различных состояниях здоровья (аффективных расстройствах, нарушениях сна, кожных и онкологических заболеваниях).
Некоторые люди склонны постоянно наступать на «больные мозоли» окружающих, невольно обижая своих близких бестактными словами. Часто после этого они сами страдают от своей неловкости. Почему так происходит?
Сочувствие предполагает «со-чувствование», то есть чувствование боли вместе с другим. Когда мы начинаем сочувствовать, мы можем испугаться того, что нам самим будет больно. Это очень понятный страх. Именно он заставляет отгораживаться от чужого переживания. Чтобы сочувствовать, нужно обладать бесстрашием и учиться регулировать страдание, в которое мы погружаемся, таким образом, чтобы страх боли смягчал нас, а не заставлял сопротивляться.
Много у человека препятствий на пути к достижению целей, и самое обидное, что многие из них связаны не с внешними обстоятельствами, а с тем, что внутри нас. Нам мешают и лень, и прокрастинация, и словно их было недостаточно, возникает внутреннее сопротивление.
От лени и прокрастинации оно отличается тем, что мы и хотим двигаться к цели, и четко понимаем, что нам нужно, и даже предпринимаем определенные усилия, но как будто что-то невидимое и неощутимое тянет нас назад и не дает ничего делать.
Причин для контроля множество и у каждого они свои... чаще всего это наши страхи, не позволяют нам расслабиться и отпустить ситуацию.
Контроль — это напряжение от неуверенности в себе... когда не уверен в себе хочется все контролировать, чтобы избежать лишнего стресса, какого-либо потрясения. Только вот контроль это уже и есть стресс, который происходит из-за повышенной тревожности.
Ревность — чувство, присущее всем людям, оно зародилось в процессе эволюции как механизм защиты родительского вклада в потомство.
Мы все испытываем ревность. Но её причины и поведенческие реакции у каждого свои.
Скажу немного о патологической ревности.
Я заметила, что инфантильность сегодня все чаще и чаще проявляется в нашем обществе. Многие люди взрослеют гораздо позже, либо этого не происходит совсем. Что же такое инфантильность? Это незрелость человека, которая выражается в сохранении в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. То есть он не готов жить в современном мире, как взрослая и сформированная личность. Это видно по его поведению, образу жизни, мышлению и реакциям в различных ситуациях.
Многие считают, что знания в современном мире – это и сила, и власть, и защита. Другие думают: чем меньше знаешь, тем крепче спишь.
А есть и такая категория людей, которые предпочитают всё держать под своим контролем, ведь так можно прогнозировать события и готовиться к ним соответствующим образом.
Сегодня речь пойдёт о гиперконтроле как о защитной реакции на неопределённость современной жизни.
Потому что детский мозг лучше умеет обращаться с гамма-аминомасляной кислотой.
Все мы что-то забываем, но среди забывчивостей есть особая, которую психологи называют ретроактивной интерференцией — когда свежая информация, грубо говоря, вытесняет старую. Может быть, многие ловили себя на этом во время учёбы: когда пытаешься выучить то, что говорится в десятой главе учебника, и внезапно осознаёшь, что напрочь забыл, что было в седьмой главе, хотя казалось, что уж седьмую-то выучил назубок. Вот она, ретроактивная интерференция: интерференция означает помехи, ретроактивная — то, что помехи обращены на уже выученный материал.
Поколение назад немногим детям такое поведение сошло бы с рук. А в наши дни это стало будто бы вариантом нормы: нередко вижу жалобы родителей на то, что дети манипулируют ими, оскорбляют, шантажируют и даже пытаются поднять руку. Но это происходит не во всех семьях.
Вообще говоря, есть три типа родителей, которые чаще всего подвергаются издевательствам со стороны своих детей:
Пассивная агрессия – это способ выражения негативных чувств, таких как гнев или раздражение, не напрямую, а опосредованно. Пассивно-агрессивное поведение не всегда удается распознать, и порой оно может сильно испортить отношения с людьми.
Вместо того чтобы явно показать злобу или раздражение, некоторые люди выражают свою враждебность пассивно-агрессивными способами, направленными на то, чтобы причинить боль собеседнику или сбить его с толку.
Эскапизм — уход в свои фантазии, навязчивое фантазирование, одна из форм избегания. Избегание — очень изобретательно, это широкая система: кто-то уходит в алкоголь, трудоголизм, шопинг или много чего ещё, а кто-то в эскапизм.
Фантазирование может выступать психологической защитой, когда реальность настолько скучна, неприемлема, однообразна, невыносима, что человек находит радость в построении собственной вселенной, где только он создатель правил. В этом мире грез все предсказуемо, хорошо контролируемо, в отличии от обычной реальности, где нам лоб в лоб приходиться сталкиваться с тревогой и неопределенностью.
Вы никогда не задумывались над тем, почему нам страшно признавать свои проблемы или ошибки? Даже самим себе.
Если так думать, то осознание проблемы можно сравнить с включением света в абсолютно темной комнате. Вначале мы бродим в темноте, потом наконец-то нащупываем выключатель, и вот мы наконец-то видит истину. А вся истина в беспорядке, так как в темноте поддержать порядок практически невозможно.
Декабрь на дворе. Первый месяц зимы, предновогодний месяц. Это время пропитано праздничным настроением и в каждом оживает архетип волшебника. Просыпается внутренний ребёнок.
Кто-то с радостью ждёт нового года, выступает в роли волшебника, готовит подарки близким. Кто-то ждёт своего деда Мороза для исполнения желаний.