Полярности. Часть первая

Нередко бывает так, что даже понимая свою разносторонность, человек склонен в основном оставаться в той части себя (полярности) в которой ему наиболее комфортно, безопасно, и условно одобряемо (им или же обществом). Привычное и гладкое отрицание или отталкивание своих «неудобных», «не одобряемых» или попросту пугающих частей, в перспективе приводит к внутриличностным конфликтам. Они же в свою очередь могут проецироваться уже в межличностные конфликты, в которых так же могли бы участвовать разные стороны самого человека, но участвует как правило та, которая «одобрена». Да и участие такое может быть условным или косвенным — смотря какую свою часть проявляет человек в том или ином конфликте.

Часто представление о себе исключает болезненное осознавание полярных сил внутри нас. Человек скорее будет думать о себе как о ярком, а не о скучном; как о грациозном, а не о неуклюжем; о мягком, а не о жёстком и о добром, а не о злом или жестоком. Хотя интересно и то, что может быть и иначе — полярно — человек может думать о себе скорее отрицательно, чем положительно, что он скучен; вял; неуклюж и так далее.

Условно психологически здоровый человек способен признавать в себе разные свои стороны. Осознавая большую часть своих полярностей, даже таких, которые условно не одобряются обществом или семейными паттернами, он все равно способен принимать себя таким, какой он есть. Грубо говоря, человек, который обычно проявляет себя как спокойный или дружелюбный, может сказать себе: как правило я мягкий и приятный человек; но в угрожающих или конфликтных ситуациях мне нравится моя жесткость. Когда кто-то проявляет наглость (лезет без очереди, например, или хамит) я не чувствую мягкости или дружелюбия. В таком примере человек признает полярные свои части — мягкость и жесткость и не старается подавлять ни одну из них.

Ошибочно полагать, что если давить, гасить или игнорировать те свои полярные части, которые условно не одобряются или запрещаются родительскими сценариями или общественными, то будет развиваться и расширяться собственно противоположная полярность. Грубо говоря, если человеку с детства говорили, что злиться — это плохо, ужасно и недостойно, а общественное мнение это подтверждало (учителя, родители других учеников, далее одноклассники и так далее), то в ситуациях, когда человеку хорошо бы позлиться (как реакция на вторжение в его границы, например) эта часть его будет не доступна. Он проявит «более сильную свою часть» в иной полярности — например доброту, пологая, что прощение лучше, благороднее (достойнее) чем ругань.

Но правда злость, как чувство, никуда при этом не уходит, а доброта не приносит облегчения или мира. То есть конечно приносит на какое-то время, но не позволяя себе злиться, человек в итоге может перестать хорошо ощущать и чувствовать свою добрую часть — ее проявление станет автономным, механическим.

Если постоянно быть только в одной полярности она может утратить свою глубину и актуальность. А двигаться к другой полярности бывает ох как страшно.

Джозеф Зинкер писал: «Моя теория полярностей утверждает, что, если я не позволяю себе быть недобрым, я никогда не буду добрым по-настоящему».

В следующий раз рассмотрим, как может происходить движение к той полярности, которая была слабо или вообще н исследована и что это может дать человеку.

 

Алексей Ермолов



Ссылка на статью: https://медитация.рф/10101

Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии.

 
© 2005-2020, «Лаборатория Просветления» Back To Top

Телеграм Телеграм ВКонтакте Yandex.Zen Твиттер Живой Журнал/Livejournal Facebook Tumblr Instagram