Что такое пустота?

Алан Уотс: Когда в индусских или буддийских текстах говорится о «пустоте» или «иллюзорном» характере видимого мира природы, в отличие от конвенционального мира предметов, подразумевается именно преходящесть его форм. Форма — это поток, и поэтому она — майя, в несколько более широком смысле слова, в том смысле, что ее нельзя зафиксировать, схватить, форма — это майя, когда сознание пытается постичь ее и подчинить себе, заключить в твердые категории мысли, т. е. обозначить именами и словами. Ибо это те самые существительные и глаголы, с помощью которых конструируются абстрактные и понятийные классы вещей и событий. Чтобы выполнить свое назначение, имена и термины должны по необходимости, как всякая единица, быть определенными и постоянными. Но они справляются хорошо со своей задачей в ограниченных рамках, но так часто человек подвергается искушению смешать измерения с измеряемым миром. Отождествить деньги с богатством, устойчивую конвенцию с текучей реальностью. Однако в той же мере, в какой он отождествляет себя и свою жизнь с этими косными и пустыми трафаретами, он обрекает себя на вечное разочарование, как тот, кто набирает воду решетом. Поэтому индийская философия неустанно напоминает, как глухо охотиться за вещами, требовать постоянства от отдельных существ и явлений — во всем этом она видит лишь ослепительные призраки, завороженность абстрактны ми мерками разума. Майя, таким образом, ассоциируется с «намарупа» — с «име нем и формой», стремлением разума уловить текучие формы при роды в ячейки устойчивой классификации.

Тэхэнь Кын Сыним: Что такое пустота? Пустота означает, что все жизни из меняются и проявляются каждое мгновение, функционируя вместе как одно целое. Каждая отдельная вещь, включая меня самого, пуста. Всё является частью пустоты, всё подчинено закону пустоты. Всё меняется и проявляется, включая меня самого.

Сюнрю Судзуки: Пустота означает, что всё всегда здесь. Единое целостное бытие не есть скопление всего. Невозможно расчленить единое целостное существование на части. Оно всегда здесь и всегда действенно. Это просветление. Так что в сущности нет никакой определённой практики. Сутра гласит: «Нет ни глаз, ни ушей, ни носа, ни языка, ни тела и ни сознания…» Это «отсутствие сознания» есть сознание дзэн, которое заключает в себе всё.

Наблюдать за вещами со спокойным, свободным умом – вот что важно в нашем понимании. В нашем размышлении и наблюдении не должно быть инертности. Мы должны легко воспринимать вещи такими, как они есть. Наш ум должен быть достаточно пластичным и непредубеждённым, чтобы воспринимать вещи такими, как они есть.

Ошо: Будда не использовал слово «блаженство», не использовал слово «бог». Он использовал слово шуньям — абсолютная пустота. Это состояние, когда не остается ничего, просто абсолютная тишина, абсолютная пустота; но пустота не в английском значении этого слова. У слова шуньям совершенно иная окраска, хотя оно переводится и может быть переведено только как «пустота». У слова «пустота» негативная окраска; пустота подразумевает, что чего-то не хватает; пустота означает одинокость. Пустота — это качество смерти, а не жизни. У слова шуньям нет негативной окраски, у него нет даже позитивной окраски, как оно может иметь негативную? Шуньям означает, что вы просто одни; это не одинокость, а одиночество. Вы не чувствуете, что вам чего-то не хватает. Вы безграничны, внутри вас огромное пространство, но вы не опустошены от чего-то. Наоборот, это абсолютная наполненность. Вы наполнены пустотой, если можно так выразиться. Вас переполняет пустота, и вы чувствуете удовлетворенность. Когда шуньям расцветает, вы чувствуете огромный покой, но не радость и не печаль, потому что радость — это позитивный полюс, а печаль — негативный. Покой — точно посередине; это не жар и не холод. Это не нейтральность и не равнодушие. состояние не означает, что вы поворачиваетесь к чему-то спиной, что вы теряете интерес. Нет, это совсем не потеря интереса, равнодушие или нейтральность. Вы просто полностью присутствуете, абсолютно присутствуете, со всей своей тотальностью, но как зеркало — просто отражая все, что происходит. Мимо проходит радость, и зеркало отражает ее, но зеркало не становится самой радостью; оно никогда не отождествляется. Как облако, как темное облако, приходит и проходит мимо печаль, и зеркало отражает ее. У зеркала нет предубеждения против нее. Зеркало не оказывает предпочтения радости и не отвергает печаль. У зеркала нет предпочтений, оно просто отражает то, что есть.

Не отождествляйся с той радостью, которая к тебе приходит, — просто наблюдай ее. Оставайся зеркалом, наблюдателем на холме. Отражай, но не цепляйся к ней. Пролетает птица... и озеро отражает ее. Дзен-мастера говорят, что это и есть состояние буддовости. У птицы нет намерения отражаться в озере, и у озера нет намерения отражать птицу, но птица пролетает... и озеро отражает ее.

Сунг Сан Соен-са:
Вы сказали, что понимаете пустоту. В таком случае, что такое пустота?
“Это пустота”.
“Вы сказали, это пустота. Я говорю, это не пустота. У вас есть рука, голос, тело. В пустоте нет ни руки, ни голоса, ни тела. Что такое настоящая пустота? Это очень важно. В настоящей пустоте нет слов. Если вы откроете рот, то вы не правы. Итак …. Какого цвета этот пол?”
Ученик молчал.
Соен-са сказал: “Какой это цвет?”
Ученик сказал: “У вас есть глаза”.
Соен-са сказал: “Глаза? Нет глаз. Это дырки на моём лице” (Смех). “Я ещё раз вас спрашиваю, какого цвета этот пол?”
Ученик молчал.
Соен-са сказал: “Он коричневый”.
“Но если бы я сказал, что он коричневый, то вы бы сказали, что я привязан к цвету!”
Соен-са сказал: “Коричневый — это только коричневый”. Затем, указав на стакан воды: “Что это?”
“Вода”.
“Да. Вода — это вода. Это не думанье. Когда вы сказали “вода” — вот этот ум. Этот ум очень важен. Это ясное зеркало. Красное приходит — зеркало красное. Жёлтое приходит — зеркало жёлтое. Вода приходит — вода. Дверь приходит — дверь. Если вы не думаете, то ваш ум то же самое, что зеркало. Он только как это. Поэтому настоящая пустота — это ясный ум. В изначальном ясном уме нет ни имени, ни формы. Ничто не появляется и не исчезает. Все вещи такие какие они есть. Если вы думаете, то вы спите. Вы должны отсечь всякое мышление и проснуться”.



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/1791

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.