Серендипность — инстинктивная (интуитивная) прозорливость, серендипность (англ. serendipity) — термин, происходящий из английского языка и обозначающий способность, делая глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал намеренно. Восходит к притче «Три принца из Серендипа», входившей в состав древнеперсидского эпоса. В ней герои, прошедшие глубокое обучение, сумели дедуктивно описать по одним лишь следам внешние признаки потерянного верблюда («хромого, слепого на один глаз, потерявшего зуб, везущего беременную женщину и на одном боку груз мёда, на другом — масла»), которого они никогда не видели. Похожие сюжеты имеются в литературе и фольклоре многих народов.
Впервые слово serendipity появилось 28 января 1754 года в частном письме английского писателя Хораса Уолпола. Он определил его как «очень выразительное слово, характеризующее открытие, совершённое без преднамеренных действий». Однако значимое по частотности употребление этого слова отмечено лишь начиная с первой половины ХХ века, когда изобретательская активность и методология изобретательской деятельности также развивались весьма активно. Постепенно расширялась и сфера его применения, так как творчество, изобретение и открытие нового свойственно многим сферам человеческой деятельности.
Есть много интересных определений серендипности, данных разными деятелями науки и искусства.
- Способность, - будучи в поисках чего-либо и найдя то, чего не искал, - признать, что то, что нашел, важнее того, что искал. (Чарльз Дарвин)
- Искусство находить то, чего не искал, будучи в поисках того, чего не можешь найти. (Филипп Кео)
- Искусство случайно делать счастливые, неожиданные и полезные открытия. (Марк Резон)
- Искусство воспользоваться неожиданным (Ирвинг Ленгмюр)
- Серендипность часто определяют, как способность делать случайные открытия. В действительности, открытия происходят не случайно. Они становятся возможны, потому что тот, кто делает эти открытия, находится в особом состоянии духа, составленном из открытости, восприимчивости, любопытства, восхищения, удивления, а также аналогичного и символического мышления, которое позволяет в первую очередь видеть то, что собирает воедино, а не то, что разъединяет. (Кристиан Ван Ден Берген)
- Способность вследствие особого стечения обстоятельств найти то, чего не искал, понять важность находки и немедленно ее использовать. (Лионель Белланже)
В последнем определении содержится ключевой момент данного феномена: решение немедленно воспользоваться открытием. Ибо велика вероятность того, что мимолетный счастливый случай рискует быстро кануть в небытие. («Живейшие и лучшие мечты в нас гибнут средь житейской суеты» — Гёте)
По мотивам