Американский психолог Howard Gardner в своей книге The Theory of Multiple Intelligences (1983) предложил модель множественного интеллекта, которая рассматривает интеллект в различных конкретных (в первую очередь сенсорных) условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо.:
- Природный интеллект. Человек, которому присущи способности данного типа, способен проникновенно ощущать все подробности существования представителей флоры и фауны.
- Музыкальный интеллект позволяет индивидууму тонко воспринимать и ощущать тон, ритм, шаг и тембр.
- Логико–математическим типом обладают люди, нашедшие себя в математике, логистике или информатике. Обладающие таким интеллектом легко решают сложнейшие задачи, производят вычисления, оперируют логическими данными.
- Экзистенциальный интеллект – один из наиболее сложных типов, людям с таким типом присуща борьба с глубочайшими вопросами, касающимися человеческой сущности.
- Особый тип интеллекта – межличностный. Тот, кто обладает данным типом умственной деятельности, имеет весьма высокую эмпатию – способность понимать других людей.
- Телесно–кинестетический тип интеллекта. Если, рассмотреть данный тип мышления с точки зрения физики, то люди, наделенные кинестетическими способностями способны прекрасно манипулировать различными предметами.
- Лингвистический тип. Лингвистическое мышление помогает людям четко мыслить, преобразовывать сложные словесные конструкции в доступные каждому слова.
- Интеллект личностный. Что такой тип дает своему обладателю? В первую очередь хорошее понимание себя, своих эмоций, чувствительных процессов и мыслей.
- Интеллект пространственный выражает способность человека оперировать мыслительными процессами в трех измерениях.
Гарднер утверждает, что существует широкий спектр когнитивных способностей и есть лишь очень слабая корреляция между ними. Например, теория предсказывает, что ребёнок, который легко обучается умножению, не обязательно, как правило, более умный, чем ребёнок, который имеет большие трудности в обучении этому процессу. Ребёнок, который тратит больше времени, чтобы освоить простое умножение: 1) может лучше научиться умножению через другой подход; 2) может преуспеть в поле за пределами математики; или 3) возможно, даже смотрит на понимание процесса умножения на принципиально более глубоком уровне или, возможно, как на совершенно другой процесс. Такое принципиально более глубокое понимание может привести к тому, что внешне выглядит как медлительность, но на самом деле может скрыть математический интеллект потенциально выше, чем у ребёнка, который быстро запоминает таблицу умножения, несмотря на менее глубокое понимание процесса умножения как такового.
Теория была встречена со смешанной реакцией критики.