Дзен. Передача за словами

Западный энтузиаст, кинувшийся в дзен, с удивлением обнаруживает, что это тяжелое занятие, длительное время не дающее никаких результатов. О просветлении много говорят, но как достичь его? Западные ученики с большим трудом усваивают разницу между понятиями «интересоваться» и «понимать». Большинство из них не созрело для правильной практики.

Немногие понимают, что дзен не философия, а направленное восприятие. Это восприятие должно стать естественным, войти в жизнь. Это первый шаг в дзене и он называется «ву». Достигается он либо под руководством опытного мастера, либо в одиночном освоении практики. На Западе получили широкое распространение термины дзена – «сатори», «коан» и т.п. Это японские термины, в Китае им соответствуют «ву» и «куньен», а сам дзен называется «чен». Термин «дзен» является искаженным китайским «чен-на», которое само является искаженным санскритским «дхьяна». Но процесс словообразования неважен, важно то, что дзен стал квинтеээсенцией буддийской мысли и практики. Его основа словами выражается так: «Круглое катить, скользкое тащить». В Индии смысл этого выражения определяется формулой: «Превратить препятствие в средство продвижения». Это неопределённые формулировки и я постараюсь несколько уточнить их.

Дзен является школой махаянического буддизма и ничем особым в философии и теории от него не отличается, но его практика уникальна и ни в какой другой школе не встречаются. Она состоит в непонятных действиях и выражениях, ставящих ученика в тупик и заставляющих его напряженно искать ответа. Это позволяет ученику перейти на внелогический и внесловесный путь мышления. Это внесловесное восприятие и является ключом к дзену. Словами это определяется как «мгновенная мысль» или «вспышка озарения». И тогда весь мир воспринимается как единое Дао. В любом выражении дзена существует второй, а иногда и третий уровни, требующие особого дзеновского восприятия.

Очень важно знать ошибки и трудности практики. Понимание дзеновских истин требует больших усилий. Глупо думать, что дзен можно освоить, прочитав пару книг или посидев несколько часов в размышлениях. Поэтому ученик с самого начала должен быть готов к тяжелому и длительному труду. Первой трудностью является невозможность через слова понять суть дзена. Это не строго логичная жесткая схема, которую можно вызубрить, потому что цель практики – воспринять истину, которая не определяется словами. Поэтому дзен отказался от установленных норм и стандартов. Многие мастера пытались как-то упорядочить дзен, но успеха не имели. В результате мастерам пришлось отказаться от раз и навсегда установленных канонов, они примеряются к конкретному ученику. Мастер дзен ничего не отрицает, он лишь указывает ученику на его заблуждения. Дзен выражает себя через вспышку осознания или вдохновения, и поэтому не выражается простыми словами. Мастер может сказать что-то непонятное, сделать нелепый жест или действие. Большое значение имеет юмор, от ученика требуется уметь понять его.

Во многих притчах ученик достигает просветления, получив удар от мастера. Это образный приём, если бы от оплеух можно было просветиться, то бокс, борьба и драка давали бы массу просветленных. По отношению к карме дзен не отрицает её, но йогин не ослеплен ею, хотя от неё он не свободен. Йогин свободен от кармы не потому, что уничтожил её, а потому что видит её действие.

Однажды министр Ку Цзе в период династии Тань, пришел к мастеру дзена и спросил его: «Что такое эгоизм с точки зрения буддизма?». «Что ты мелешь, собака?» - накинулся на него мастер. От неожиданности министр стал пунцовым от гнева. А мастер улыбнулся и сказал: «Вот это и есть эгоизм с точки зрения буддизма, ваше величество!»

Мастер с помощью неожиданных действий также проверяет уровень продвижения ученика в практике. Одним из видов проверки являются диспуты. Каждый из дискутирующих стремиться поставить в тупик оппонента. В этих диспутах есть одна особенность – в них нельзя задумываться. Ответ должен следовать сразу за вопросом, он должен быть подобен вспышке в уме.

Вот пример такого диспута: Юнь Чи самостоятельно изучал сутру Вималакирти и достиг просветления. Желая проверить свой уровень достижения, он отправился к Шестому патриарху Хью-Неню. Войдя в его комнату, он три раза обошел кресло, на котором тот сидел и встал напротив без положенного приветствия. «Куда делась твоя вежливость и откуда такая гордость?» - спросил его Хью Нень. «Материя жизни велика и переход осуществляется быстро» - ответил Юнь Чи. «Тогда почему бы тебе не идти быстро к освобождению?» - «Оно находится за пределами быстрого и медленного» - ответил Юнь Чи и повернулся, чтобы уйти. «Ты так быстро уходишь?» - спросил Хью Нень. «Я не двигался с самого начала» - «А кто знает неподвижность?» - «Её знает святой» - «Я вижу, ты понял значение нерождения!» - «Истина нерождения не может иметь значение» - «Тогда как ты её понял?» - «Понимание не является присвоением значения». «Отлично сказано!» - ответил на это Хью Нень и пригласил Юнь Чи погостить некоторое время в монастыре. В этом диалоге оба оппонента постоянно ставят друг другу ловушки под видом диалога.

 

Чань Чень-Ци, «Практика Дзен»



Ссылка на статью: https://медитация.рф/3706

Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии.

 
© 2005-2020, «Лаборатория Просветления» Back To Top

Телеграм Телеграм ВКонтакте Yandex.Zen Твиттер Живой Журнал/Livejournal Facebook Tumblr Instagram