Хорошая память, способность переключаться между задачами, возможность сосредоточиться на конкретном деле — всем этим, казалось бы, должны отличаться люди, привыкшие выполнять сразу несколько задач. Однако к многозадачности по не выясненным пока причинам чаще прибегают те, кто не обладает необходимыми способностями.
Индивиды, занимающиеся сразу несколькими делами, по мнению ученых из Стэнфордского университета (США), легче отвлекаются и не способны игнорировать ненужную информацию, в отличие от тех, кто не любит многозадачности.
«Наш главный вывод: чем больше источников информации использует человек, тем хуже он их воспринимает, — говорит Клиффорд Насс, профессор факультета коммуникаций. — Мы были просто шокированы».
Исследователи изучили 262 студентов, разделив их на группы с высокой и низкой многозадачностью и сопоставив такие параметры, как память, способность переключаться между задачами и возможность сосредоточиться на конкретном деле. Всем этим, казалось бы, должны отличаться люди, привыкшие выполнять сразу несколько задач. Однако к многозадачности по не выясненным пока причинам чаще прибегают люди, которые не обладают необходимыми способностями.
«В чем дело: большое количество задач заставляет этих людей терять эффективность — или же низкая эффективность заставляет их прибегать к многозадачности? — задается серьезным вопросом Клиффорд Насс. — Это врожденное или приобретенное?..»
В ходе одного из тестов студентам показывали мешанину из красных и синих треугольников. Участники эксперимента знали, что синие фигурки надо игнорировать. Затем треугольники закрывались, их положение менялось, и надо было указать, какие красные треугольники изменили свое место. Волонтеры, которые предпочитали делать сразу несколько дел, не справились с этой простой задачей. В тех обществах, где поощряется многозадачность, возникает множество проблем самого разного характера, в том числе этического, считает ученый. Так, юристы и рекламодатели часто используют отвлекающую информацию, чтобы заставить человека прийти к нужным выводам. Разговоры по телефону за рулем становятся причиной аварий, и т. д.