Бросается в глаза волюнтаризм Зеланда. Он считает, что возможности человека изменить свою судьбу безграничны. По его мнению, просто мы сами создаем себе внутренние ограничения и психологические барьеры, из-за которых не можем себя полноценно реализовать. Да, есть такие закомплексованные люди, с заниженной самооценкой, для которых это совершенно справедливо. Т.о., в этом постулате есть доля истины. И вполне реально существуют внутренние ограничения, от которых следует избавляться — об этом знает любой практикующий психотерапевт.
Чтобы снять некоторые из них, наиболее поверхностные и, так сказать, неукорененные, вполне достаточно использовать технику "positive thinking" или же психотехнические манипуляции Вадима Зеланда, которые, фактически являются ее разновидностью. Однако для серьезных личностных проблем этого явно недостаточно. Здесь уже требуется профессиональная помощь специалиста-психотерапевта. И даже ему далеко не всегда удается помочь своему пациенту. Я здесь не говорю о тяжелых психических расстройствах, речь идет о практически здоровых людях,имеющих проблемы невротического характера и нуждающихся в коррекции личности (а таких — 90 процентов населения).
Нельзя сказать, что позиция Зеланда является абсолютно ошибочной. В ней, безусловно, есть своя правда, но это — маленькая правда, которая "работает" только на своей, весьма ограниченной территории. Подлянка в том, что эту свою маленькую и ограниченную правду он преподносит нам как большую правду, как великую истину. Частное и относительное выдается им как общее и абсолютное. На самом же деле, это всего лишь красивая полуправда, которая много хуже и много опаснее полной неправды.
Как сказал крупный индийский мыслитель, выдающийся специалист по философии Йоги, Таймни: "Жизнь обычного человека заключена в достаточно жесткие рамки и его способности изменить ее главные тенденции крайне ограничены." Достаточно незамыленным взглядом посмотреть на реальную жизнь, на людей, нас окружающих, чтобы убедиться в полной и несомненной правоте этих слов. Исключения крайне редки и всего лишь подтверждают общее правило. Огромное большинство людей по самые ступицы сидит в глубокой колее собственной судьбы и чтобы ее реально изменить, требуется нечто большее. нежели то, что нам предлагает Вадим Зеланд.
Существует закон кармы, существует сильнейшая обусловленность человека, имеющая кармическую природу. И выходить за пределы этих ограничений совсем не просто. Для этого требуется огромный труд, огромная работа над собой, а не те простенькие психологические манипуляции, которые предлагает нам Зеланд.
Краткий вывод: Зеланд — волюнтарист, отвергающий закон кармы.
Зеланд обучает тому, как изменить свою судьбу. В этом состоит весь пафос трансерфинга. На мой взгляд, такая целевая установка изначально порочна. Да не судьбу надо менять, а самого себя! Любые попытки изменения своей судьбы без работы над собою не только малопродуктивны, но и опасны. Если же мы работаем над собою, развивая свое сознание и свою энергетику посредством грамотной энергомедитативной практики, тогда не только меняемся мы сами, но и меняется к лучшему наша судьба.
Окружающий нас мир — это зеркало, в котором мы видим самого себя. И "нечего на зеркало пенять, коли рожа крива." В системе Зеланда нет работы самосовершенствования, нет настоящей, направленной на собственное развитие ЭМП. Несведущим людям кажется, что в этой системе они тоже работают над собою. Однако, то, чем они на самом деле занимаются — это всего лишь модернизированная прикладная магия. Об этом — отдельный пункт.
Система Зеланда представляет собою современную разновидность прикладной магии. Главный интерес тех, кто ее практикует — сугубо материальный: деньги, квартира, хорошая работа, карьера, "счастье в личной жизни" и т. д. Но это не магия для профессионалов, которая требует и незаурядных способностей (экстрасенсорика и высокий уровень развития энергетики), и больших усилий, а иногда и больших жертв со стороны своих адептов.Профессионалы магии с легкостью могут давать сильное энергетическое наполнение своим мыслеформам и своим визуализациям. Они способны сознательно манипулировать определенными силами тонкого плана.
Система Зеланда — это магия для дилетантов, магия для "бессильных". Для обычного человека настоящая магия недоступна, для нее у него нет ни необходимой экстрасенсорной чувствительности, ни достаточной личной силы (исключение — состояния аффекта, сопровождающиеся сильнейшей энергетической мобилизацией). Так вот, система Зеланда — это магия для дилетантов, изложенная современным наукообразным языком. Все эти психологические настройки и манипуляции рассчитаны на обычных людей, не обладающих особыми силами.
Трансерфинг — это прикладная магия для обывателей и как таковая, она не имеет никакого отношения к Пути.
Человек Пути упорно работает над собой, а человек Зеланда пытается "на халяву" изменить свою судьбу. Трансерфинг Зеланда — это магия для вожделеющих получить большие результаты малыми трудами. Отсюда и ее,столь большая, популярность.
Зеланд напрочь не понимает, что есть то, что, так сказать, находится в в русле нашей судьбы, и есть вещи вне ее русла, добиваться которых нам не следует, ибо это может плохо кончиться. Рассказывают, что когда ныне покойный губернатор Алтайского края Евдокимов (популярный актер комедийного жанра) после своей победы на выборах отправился в поездку по своей губернии, в одной деревне старая старуха ему прилюдно сказала: "Кловун ты, кловун! И зачем же ты не своим делом занялси!". Дальнейшая его судьба (трагическая гибель в автомобильной аварии) хорошо всем известна.
Лучше всего проживать жизнь в русле собственной судьбы, занимаясь, при этом, посильной ЭМП. Наша личная Сила, наш жизненный ресурс — далеко не безразмерны. Они напоминают ограниченную сумму денег в кошельке. Расходы же из этого кошелька должны быть гармонично распределены по разным сферам. Если же мы потратили львиную долю на что-то одно, то на все прочее может не хватить. Так, например, с помощью магических манипуляций, простейшей из которых является фокусировка внимания, а следовательно и мобилизация личной силы на желаемом результате. допустим, удалось добиться своего. Но другие сферы жизни, при этом, обесточиваются.
Выигрываем в деньгах — проигрываем в безопасности и в личных отношениях (в любви и дружбе), либо в том, либо в другом. Как правило, люди слепы по отношению к хитросплетениям кармических причинно-следственных связей. Вот, угнали у человека машину, он горюет, и ему невдомек, что он только что откупился от судьбы. Потеря автомобиля вывела его в зону безопасности и тем самым сохранила ему жизнь. Или наоборот — получил большие деньги и радуется. И ему невдомек, что деньги — это тоже энергия, а пропускная способность его энергосистемы по этому параметру уже на пределе. На Востоке хорошо знают, что, когда неожиданно " приваливают" большие деньжищи, это всегда опасно для жизни.
Очень хорошо эту закономерность чувствуют экстрасенсы и ясновидящие.
В автобиографической книге Ури Геллера, всемирно известного израильского экстрасенса, приводится такой эпизод из его жизни:
Как-то он попал в казино и там воспользовался своими уникальными способностями. Получил огромный выигрыш, кучу денег. И вот, когда он на такси ехал в свой отель, он почувствовал себя ужасно плохо. Как будто на него опустилось какое-то черное облако. Его охватило чувство страха и сильное ощущение опасности. Он немедленно остановил машину, вышел из нее и всю эту огромную сумму денег, лежащую в полиэтиленовом пакете, без сомнений и раздумий выкинул в придорожную канаву. Спустя несколько минут, когда он достаточно отъехал от этого места, его состояние вернулось в норму. Сам Геллер абсолютно убежден, что избежал смертельной опасности.
В жизни полно примеров того, как часто люди погибают, не желая расставаться со своими деньгами и со своим имуществом в той ситуации, когда расклад сил явно не в их пользу. Простой пример: при разделе совместного бизнеса человек зажал деньги своего компаньона, а тот его "заказал". Или напали на вас бандиты , требуют кошелек и часы. А вы заартачились и не отдаете. Итог может быть трагичным: запросто убьют или покалечат.
У одного английского писателя я прочел рассказ "Обезьянья лапка". В рассказе молодая семейная пара получает среди прочего, в наследство от дядюшки — британского офицера, служившего в Индии, магический талисман — высушенную обезьянью лапку. При проведении определенного магического ритуала эта лапка выполняла желания своего владельца.
Молодым людям давно хотелось иметь собственный дом, а денег не хватало. Они пожелали не хватающую сумму денег и провели ритуал с обезьяньей лапкой. Спустя две недели они и в самом деле получили именно эту недостающую сумму. Получили по страховке, которую им выплатили за неожиданную гибель родителей в автокатастрофе. Конечно же, они тут же выбросили эту злосчастную лапку, но было уже поздно. Вряд ли их ожидала счастливая жизнь в новом доме.
Не бывает так, чтобы мы нечто заполучили , ничего за это не заплатив. Платить все равно придется, хотим мы того или нет. Одна из формулировок закона кармы: " Никто не может быть свободен от последствий своих поступков".
Просто, зачастую, получаем мы в одной сфере, а расплачиваемся в другой. Кроме того, нередко за поведение человека расплачиваются близкие люди (особенно дети). Всего этого напрочь не понимают ни сам Вадим Зеланд, ни его многочисленные последователи.
Но что такое эта зеландовская наилучшая дверь? Это выбор наиболее оптимального своего желания или группы желаний. Между тем, человек развивается в русле собственной судьбы не тогда, когда находит свое наилучшее "хочу" и способ его достижения (типичная для современного Запада система ценностей), а тогда, когда следует Дао, когда , как говорится в Бхагавадгите, исполняет свое жизненное назначение, свой долг, свою Дхарму, свои обязательства перед жизнью. На таком пути главное — надличные ценности, а у Зеланда — собственные эгоистические "хочу".
Конечно, у Зеланда можно найти и совершенно правильные высказывания, но систему следует оценивать в целом, а не по отдельным ее фрагментам. И в "Майн кампф" Адольфа Гитлера, наверное, можно найти мудрые и верные высказывания, но вряд ли на этом основании стоит менять общее к нему отношение.
У Зеланда отсутствуют фундаментально важные вещи, его система извращена в главном и никакие отдельные правильные частности не смогут этого компенсировать. Если же Вы полагаете, что в неправильной системе буквально все, все ее компоненты должны быть неправильными, то Вы жестоко ошибаетесь. И вообще, Трансерфинг Вадима Зеланда мне сильно напоминает "суп из топора", причем главный вклад самого Зеланда относится к основному компоненту этого супа. "Что верно, то не ново, а что ново, то неверно". Когда Зеланд сталкивается с критикой и возражениями, он тут же, в своей следующей книге, приводит эти возражения, но уже от себя, и "примиряет" их со своей системой. У неискушенного читателя возникает ложное впечатление, что у мудрого Вадима все продумано и все предусмотрено, тогда как это — всего лишь прием нейтрализации возможной критики.
На самом же деле, никакими такими приемчиками невозможно закрыть зияющие содержательные провалы в системе Зеланда. Надо кардинально менять саму систему, в самом ее фундаменте, в самих ее основаниях. Однако это как раз тот случай, когда перестраивать здание уже нет никакого смысла — столь непоправимыми были ошибки при его возведении. Такое здание подлежит сносу, а не перестройке.
Как известно, ложь приобретает особенно злокачественный и наиболее разрушительный характер именно тогда, когда к ней добавляется небольшое количество несомненной правды.
Система Зеланда не задает высокие ценности бытия — самосовершенствование, духовную устремленность. Вертикаль духа и надличные ценности в его системе отсутствуют. Зеланд — своего рода духовный официант (чего угодно?), который предлагает обслужить желания своих клиентов (весьма приземленные, материальные и сугубо прагматические: деньги, квартира, хорошая работа и успешная карьера, вернуть здоровье, найти мужа и т. п.) Как раз то, чем традиционно занимается прикладная магия.
Таких клиентов оказалось очень много (тиражи книг Зеланда бьют все рекорды). Можно говорить о блистательном коммерческом успехе этого проекта и, одновременно, об ужасающем духовном поражении автора этой системы. В современном обществе потребления Зеланд запустил исключительно конкурентноспособный бренд — ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ. Тем, кто трудиться над собою не хочет, система Зеланда подходит просто идеально. Однако, как говорит возвышенное учение буддизма, на желания опираться нельзя, ибо в них заключен корень всех человеческих страданий (четыре благородные истины буддизма). Нетрудно увидеть, что система Зеланда полностью противоречит великим духовным традииям, как западным. так и восточным.
Используемые методы. В системе Зеланда широко используются всевозможные манипуляции с воображением, т. е. фантазийные методы. Но подлинный Путь — это реалистические, а не фантазийные методы практики. У Зеланда нет ни серьезной работы с сознанием (медитации), ни серьезной работы с энергией (цигун). Да и быть не может, потому что стоит только сказать про необходимость серьезной и регулярной работы над собою, как толпа тут же разбегается.
У Зеланда в качестве товара предлагается не просто исполнение желаний, но легкое и удобное исполнение желаний, при минимальных затратах времени и усилий. И последнее. Не случайно мудрые люди говорят, что нет ничего страшнее сбывшейся мечты. Вопрос об адекватности наших желаний Зеландом даже и не ставится.
В общем, мне система Вадима Зеланда не интересна. Уж очень он лихо, безответственно и легкомысленно, решает проблемы человеческого существования. Для понимающего человека совершенно очевидны воистину чудовищные и фундаментальные ошибки Вадима Зеланда. Разбирать эту кучу информационного мусора — удовольствие небольшое. Мой критический разбор системы Зеланда — не следствие собственного желания, а ответ на просьбу Амиго высказать свое мнение.
Пожалуй, на этом я и заканчиваю. Может быть, что-либо и осталось вне моего рассмотрения, но главное я все-таки высказал.
Всего доброго. Владимир Каргополов.
Материал взят с сайта Владимира Каргополова.
Комментарии