В 60–х годах прошлого века психолог Walter Mischel проводил тест с зефирками с детьми в детском саду. Перед каждым ребёнком клали зефирку, печенье или креднелёк и говорили, что если они удержатся и не возьмут угощение пока проверяющий выйдет из комнаты по делам, тогда получат ещё больше сладостей. Далее исследователи проверили детей уже через много лет и сделали вывод, что те, кто держался дольше других и не ел сладости в отсутствии проверяющего, достигли большего в жизни (это исследование имеет связь с попытками лечить ADHD — Синдром дефицита внимания и гиперактивности).
При исследованиях, самоконтроль проверяют тестом 'go/ no–go'. Испытуемым показывают некоторые визуальные ключи и они должны среагировать на определённые из них, например нажав кнопку. Но некоторые из этих ключей лишь немного отличаются от остальных и предполагается, что испытуемый должен удержаться от нажатия кнопки (no–go). Количество неправильных нажатий кнопки для этих (no–go) тестов интерпретируется как возможности самоконтроля.
Ранее в этом году, Yu–Chin Chiu и Tobias Egner из университета Дьюка провели такие же тесты. Но вместо визуальных ключей использовали фотографии лиц людей. Они обнаружили, что они запоминали лица людей, которые появлялись в 'no–go' тестах значительно хуже чем остальные лица.
Далее они набрали ещё 24 человека для дополнительных тестов, но теперь уже сканировали их мозг во время теста аппаратом fMRI. Они опять тестировали испытуемых и проверяли как они запомнили лица после теста. В этот раз они подтвердили прошлый результат, испытуемые хуже запоминали лица людей в 'no–go' тестах, чем в 'go'. Сканирование показало, что реакция на ключ и подавление ответа активируют те же области мозга, которые ранее были замечены в подавлении реакции.
Получается, что 'no–go' тесты продуцируют более сильную реакцию этих областей чем 'go' тесты и активность в этом одном специфичном регионе мозга (the ventrolateral prefrontal cortex) предсказала возможности запоминания испытуемого, то есть, чем более активным был этот регион, тем больше вероятность, что лицо будет забыто позже. В тоже самое время, исследователи заметили значительное уменьшение активности в регионах мозга отвечающих за обработку изображений и память во время 'no–go' тестов чем в 'go' тестах.
Эти исследования указывают, что самоконтроль и запоминание используют общие структуры и механизмы мозга. Эти общие ресурсы ограничены и подавление реакции быстро из истощает, оставляя меньше для запоминания(кодирования памяти). И как мы уже сами знаем, что концентрируя внимание на одних вещах, мы может упустить что–то другое, что в обычной ситуации мы могли бы легко заметить.
На реддите пишут, что похоже есть связь с недавним исследованием детей с синдроом ADHD синдром дефицита внимания и гиперактивности), когда им разрешали ёрзать, чесаться, дёргать ногами и т.д. — они лучше запоминали, чем когда их заставляли себя контролировать и вести себя тихо. То есть, чем меньше дети подавляют свои желания и меньше себя контролируют, тем лучше они запоминают.
[1] Оригинальная статья в Гардиан.
[2] Chiu, Y. –C. & Egner, T. (2015). Inhibition–Induced Forgetting Results from Resource Competition between Response Inhibition and Memory Encoding Processes. J. Neurosci., 35: 11936–45. [Abstract].
[3] Chiu, Y. –C. & Egner, T. (2015). Inhibition–Induced Forgetting: When More Control Leads to Less Memory. Psych. Sci., 26: 27–38. [PDF].
[4] Mischel, W. & Ebbesen, E. B. (1970). Attention in delay of gratification. J. Pers. Soc. Psychol., 16: 329–37. [PDF].
[5] Reddit comments.
[6] Inhibition–Induced Forgetting Results from Resource Competition between Response Inhibition and Memory Encoding Processes. The Journal of Neuroscience.