Эндорфины – обобщающее название группы нейропептидов, в которую входит несколько их разновидностей (альфа-, бета-, гамма-эндорфины, мет- и леу-энкефалины, а также динарфины, мы будем для простоты называть всю группу эндорфинами). Самая известная функция эндорфинов – обезболивание. После возникновения какой-то неполадки в организме мозг получает с периферии болевой сигнал по глутаматному контуру нейромедиаторов и начинает обрабатывать его. Например, при травме с кровотечением мозг отдаёт команды на понижение кровяного давления и повышение сворачиваемости крови для снижения кровопотери. Защитные функции организма – самые базовые, срабатывают быстро, сильно и не поддаются волевому контролю человека. Болевые сигналы заглушают все прочие и могут быть чрезвычайно сильными и продолжительными.
После того, как мозг принял сигнал и запустил все необходимые для починки организма процессы, необходимости в таком сильном сигнале больше нет, однако он продолжает поступать от повреждённого органа до тех пор, пока орган не будет починен. Для снижения уровня этого сигнала нервные клетки начинают выделять эндорфины, взаимодействующие с опиатными рецепторами. А сигналы от опиатных рецепторов уменьшают болевой сигнал до терпимого, что даёт человеку возможность сосредоточиться на дальнейших действиях и не дают развиться стрессовому синдрому или болевому шоку. Например, если опасность не миновала, то бежать от неё, а потом обработать рану или предпринять другие адекватные действия.
Менее известен тот факт, что действие эндорфинов не ограничивается обезболиванием и они играют роль и в других функциях организма. Например, большое количество опиатных рецепторов располагается на мембране иммунных клеток и взаимодействие эндорфинов с этими рецепторами активизирует иммунные клетки. Вообще, эндорфины – лучший пример того, как связаны между собой отдельные системы организма, они являются одним из связующих звеньев между нервной, иммунной и эндокринными системами, взаимодействуя со всеми из них и координируя их работу.
В целом можно сделать такое обобщение: чем более сильный стресс переживает организм, тем больше требуется ему эндорфинов для выравнивания состояния и приведения его в норму. Это следует и из интуитивно понятной закономерности: регулярные умеренные физические нагрузки благотворно влияют на иммунитет, снимают стресс и даже лечат лёгкую депрессию. Механизм этого влияния идёт по двум каналам: при физической нагрузке вырабатывается адреналин – гормон стресса, который уравновешивается дальнейшим выделением эндорфинов. Кроме того, при физических нагрузках неизбежны микротравмы мышц, что опять же усиливает выделение эндорфинов для ослабления болевых сигналов.
Отсюда остаётся один шаг до эндорфиновой теории депрессии. Если по какой-либо причине уровень эндорфинов в организме низкий, мы получаем хроническое стрессовое состояние, что и приводит к депрессии. Только не забывайте мою ремарку о множественной природе депрессии, недостаток эндорфинов может быть не единственной или вообще не той причиной депрессии у некоторых пациентов. Но у некоторых, как у меня, эта причина оказалась ведущей и пока она не была скорректирована, никакие другие подходы к лечению до конца не срабатывали.
Способы лечения
Первое, что приходит в голову – заместить недостающие эндорфины синтетическим аналогом или прекурсором, как мы поступаем, например, с недостатком серотонина. Эти аналоги известны человечеству уже несколько тысячелетий и называются опиатами. Они и дали название опиатным рецепторам, взаимодействующим с эндорфинами (эндогенные морфины – натуральное вещество, синтезируемое организмом), потому что опиаты были изучены намного раньше, чем эндорфины. Это работает, однако побочный эффект очевиден – опиатная зависимость одна из самых страшных, толерантность растёт быстро и это точно не наш метод.
Однако, существует несколько других косвенных методов повышения уровня эндорфинов в организме, которые безопасны, по крайней мере, насколько это известно в данный момент. Первый метод – замедлить метаболизм эндорфинов, добиваясь того, что каждая молекула проживёт дольше. Второй метод – заставить организм синтезировать больше эндорфинов.
...депрессия не является самостоятельным заболеванием, а может являться симптомом многих разбалансировок нейромедиаторов и гормонов. Вывод из этого заключения такой: нет универсального лекарства от депрессии, каждый больной болен по-своему и подход к лечению должен быть индивидуальным.