Второй принцип, на который наткнулась моя мысль, это неприятие даров, апариграха.
Это правило, применённое буквально в таком переводе, может быть подходящим разве что для отшельника, живущего вдали от общества и ни с кем не взаимодействующего. Но, я полагаю, это лишь частный случай прочтения этого принципа, который, впрочем, тоже может быть применён, пусть и крайне редко. Есть немного другой перевод с санскрита этого слова - необладание. Это, мне кажется, более полная передача изначального смысла. Если ты живёшь в обществе, то неизбежно происходит обмен: ты что-то даёшь, и что-то получаешь как бы в дар за свои усилия, награду. Но вот как ты взаимодействуешь с этим даром, тут уже возможны варианты. Их можно разделить в связи с обладанием на два: ты взял подержать чужое, или получил своё. Как только ты решил, что это твоё, всё, ты попался на удочку обладания. Но пока ты знаешь, что тебе дали подержать, и в нужный момент ты передашь дальше, ты в обладание не вступил, а взял на прокат, лишь используешь, а не присваиваешь. То есть принцип необладания заключается в том, чтобы осознавать, что всё, за что бы ты ни взялся, во-первых, не навсегда, и во-вторых, не твоё. Сама позиция «это моё» становится пробкой в потоке мировых процессов, находящихся в постоянном движении и переменчивости. Гораздо более правильная позиция «это пройдёт», как было написано на перстне царя Соломона. Что бы ни пришло, это пройдёт: как материальные объекты, так и более тонкие силы и способности, даже знания. Подобная установка позволяет быть всё более совершенным проводником различных сил, как материальных, так и более тонких.
Ну и высший пилотаж, к которому я бы отнёс необладание собственной жизнью и даже своим «я».
Необладание собственной жизнью есть осознание того, что смерть может наступить в любую секунду, и полное принятие этого факта, отличное однако от мыслей о самоубийстве и мрачной обреченности. Тогда появляется возможность действительно правильно использовать ценные мгновения этой жизни, а не просто пытаться удержать её как можно дольше, так и не начав жить по-настоящему, действуя так, как будто всегда будет второй шанс, как будто мы никогда не умрём. Надо встать лицом к лицу с неутешительным фактом: то, что ты считаешь своей жизнью, не вечно и не твоё. Нам не принадлежит даже жизнь, дана она на время, и может быть взята в любую секунду при самых обыденных обстоятельствах, безо всякого эпического конца света. В таких условиях просто опасно думать, что мы обладаем ей на самом деле. Необладание собственной жизнью даёт эффективность в действии, в том числе и в практиках. Принцип необладания собственной жизнью сформулирован в частности для воинов в Бусидо: «Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит. Если ты не можешь проследить свой путь прямо, открытыми глазами, с умом, свободным от путаных мыслей, ты не избежишь ошибок».
Ну и апофеоз необладания – необладание собственным я. Даже тот, кто занимается необладанием и практиками, тоже не ты, не твоё, и не навсегда )) Это самое сложное, выйти за пределы своего «я», «эго», отпустить его и использовать его по назначению, а не удерживать и культивировать всеми способами в ущерб миру и своей истинной сути. Во-первых, необходимо принять, что всё, что ты считаешь не только своей жизнью и сознанием, но и самой сутью своего существа, душой, тоже пройдёт. Что сегодня душа – завтра эго, только чуть более тонкое его проявление. Есть так же популярная тема – борьба с эго. Но это всё равно, что бороться с жизнью, а не достичь состояния необладания, когда жизнь течет через нас всё более насыщенным потоком, не преграждённым страхом смерти или желанием его остановить и присвоить. Я – это некий особый процесс, который дан для чего-то. Но слепо следуя этому я, считая его собой или своим, мы забываем о том, зачем оно. Необладание своим я, на мой взгляд, звучит как «не моя воля, но Твоя да будет». При этом под высшей волей подразумевается божественное я, одно на всех и у каждого своё одновременно. И так постепенно сквозь конечное человеческое я начинает реализовываться бесконечное божественное присутствие, берущее процессы нашего я под контроль, подобно тому, как ум у людей берет под контроль звериные инстинкты, которые у животных являются высшей инстанцией управления, у человека же они лишь вспомогательные. Так же и наше эго оказывается подчинённым высшему сознанию. А это естественно продолжается одним из принципов ниямы – «ишвара пранидхана», посвящение всех действий Богу. Но об этом отдельная тема.
Но важный момент в необладании – то, что тебе ничего не принадлежит, не освобождает от ответственности. За прокат опыт и последствия (карма) коснутся нас напрямую. Но и это пройдёт.