Родительские послания. Посторонняя белая ворона

Продолжаем разговор про родительские послания, и сегодня поговорим про одиннадцатое — «не принадлежи». Если коротко, то это про человека, который везде ощущает себя чужим.

 

Признаки этого послания:

  • Человек практически везде чувствует себя чужим: в своей стране, в рабочем коллективе, в своей семье, со своими друзьями.
  • Чувствует что он как «белая ворона», которая не может найти своих.
  • Держится отстранённо, в сторонке. Редко участвует в общих обсуждениях и общении.
  • Трудно вписывается в коллектив, чувствует себя чужим, посторонним.
  • Его действительно не принимают во многих коллективах.
  • Могут даже начать выживать из коллектива, в некоторых случаях.
  • В детском коллективе такой ребенок может быть изгоем. Дети считывают интуитивно это послание и давят «чужака».
  • Постоянно хочет сбежать, переехать, уйти: сменить место жительства, место работы, род деятельности, круг общения.
  • Ищет другое место, где ему должно быть лучше чем здесь.
  • Может обвинять окружающих и страну в том, что у него что-то не получается в жизни так, как ему хотелось бы. Были бы другие люди, была бы другая страна — получилось бы.

Парадокс в том, что сколько бы он ни бегал, он всё равно везде будет чувствовать себя чужим. Нигде не находить своё и своих. И эти попытки бегать приводят только к тому, что он еще больше укрепляется в решении «не принадлежать».

 

У послания есть 2 аспекта:

  1. Люди — коллектив, группа людей. Чувствовать себя чужим в определенной группе людей, не найти своих.
  2. Места — страна, город. Чувствовать себя чужим в определенном месте, и не найти места, где хорошо.
    Может быть и то и другое одновременно.

 

К чему это приводит:

  1. Обладателю такого послания тяжело образовать «мы» с какой-либо группой или сообществом.
  2. Тяжело принимать поддержку от людей, ведь эти люди для него чужие, не свои.
  3. Человек либо противопоставляет себя группе, либо стоит в стороне.
  4. Хорошо умеет быть один, но испытывает сложности быть с кем-то вместе.
  5. Со временем может организовать свою группу и стать лидером. Но и там будет чувствовать себя чужим, как ни странно.

 

Как передается и принимается послание «не принадлежи».

Передается родителями, которые сами нигде и ни с кем не чувствуют себя своими.

Места:

  1. Например, родители часто говорят: «Вот здесь, где мы — плохо, а вот там — хорошо».
  2. Плохая страна, плохой город, плохая работа — по мнению родителей всё не так.
  3. Ребенок может принять это послание, если семья часто переезжает с места на место — ребенок делает вывод, что он здесь ненадолго. Нет смысла привыкать к этому месту, к людям — всё равно скоро переезжать.

Люди:

  1. Родители могут говорить плохое про окружающих людей: «99 процентов людей — нехорошие». (Тут как правило более крепкие выражения употребляются).
    Про одноклассников, про детей из двора, про любую другую группу людей — не такие люди вокруг.
  2. Должны быть какие-то другие люди, а эти неправильные. Ребенок может усвоить, что люди не такие как надо, и будет чувствовать себя чужим среди них.
  3. Родители могут говорить: «Плохо быть как все». Послание можете передаваться через семейный миф «Мы не такие как все».

Ребенок делает вывод, что здесь плохо, а там хорошо. Здесь люди неправильные, а там правильные. Надо всё время искать, где лучше, что-то другое, новое. А тут, где сейчас – плохо. И место не такое, и люди не такие.

Окружающие люди могут бессознательно считывать эту установку, что человек чувствует себя каким-то не таким. И действительно относиться к нему как к «странному, не такому», что еще больше укрепляет установку.

Дополнила:

Ребенок может принять послание, если в детстве его часто передают с рук на руки, он живет то у одних родственников, то у других, и не чувствует, что у него есть постоянное место пребывания.

Если ребенок долго не ходит в сад, потому что «не садовский». А потом приходит в сад и не вписывается в сложившийся коллектив. У ребенка формируется и закрепляется понимание, что я не такой как они. Он чувствует, что есть они и есть я, отдельно не принадлежащий к группе, чужой.

 

ВАЖНО: У ребенка, как правило, есть потребность принадлежать к группе, чувствовать себя своим. И он на уровне сознания может сопротивляться установке «не принадлежать». Установка закрепляется в бессознательном за счет многократного повторения со стороны родителей, «капля камень точит».

Дополнила: Нет ничего плохого в том, чтобы быть не как все, быть независимым, самостоятельным.

Хорошо если у человека есть выбор, гибкость — и он может быть частью группы, быть «мы» с кем-либо — и в то же время чувствовать себя отдельным от группы, собой.

В эссе я говорю о ситуации, когда выбора нет, и человек везде чувствует себя чужим, не таким, белой вороной. И стремится менять-менять-менять окружение, бегая за иллюзией что здесь не так, но где-то там он найдет своё и своих.

Пример 1 (с разрешения клиентки):
Клиентке в детстве говорили, что все люди — неумные, не нужно с ними стремиться общаться и обращать на них внимание.

Проблемы с коллективом начались у неё еще с детского сада, продолжились в школе. Более-менее вписаться ей удалось только в ВУЗе, но и там у неё было немного друзей. Она держалась отстранённо.

Сменила работу, потому что не нравились клиенты там. На следующей работе к её удивлению клиенты оказались примерно такими же, как на предыдущей.
Ощущение «неправильных людей» стало проходить только после терапии, когда клиентка осознала у себя это послание.

Пример 2:
Я была знакома с человеком, который постоянно ругал свою страну. И страну, и народ — обвиняет в том, что они неправильные, не такие как надо. С детства также часто слышал от отца, что страна плохая и в ней живут одни «нехорошие люди». Его родители тоже часто говорили такое, о стране, о людях в ней. И это передалось их сыну.

 

Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания:

  • Проработать это послание у себя — чтобы не передавать его детям.
  • Обращать внимание на свои слова, и не обозначать как плохое всё вокруг, говоря что в другом месте всё хорошо.
  • Не говорить плохое про окружающих людей — что все плохие, и подобного.

 

Что можно делать самостоятельно, если у вас есть послание «не принадлежи».

  • Постепенно учиться находить своих, приобретать этот новый опыт — принадлежать. Можно начать с группы, где это будет сделать легче всего. Например, с группы единомышленников по интересам. Потом этот опыт можно будет распространить и на другие сферы жизни, если захочется.
  • Укреплять установку «Я — ОК, Ты — ОК, Мир — ОК».

 

В терапии:

Цель терапии — помочь человеку принять новое решение. Это решение может быть том, что он хочет и может быть своим, принадлежать.

Есть несколько вариантов, как это сделать:

  • Можно работать с ситуациями, где ребенок принял решение не принадлежать, и из детского состояния принять новое решение. Такая ситуация как правило не одна. И уже по ходу работы становится понятно, с какими из них нужно работать
  • Можно работать с субличностью (с детской частью) которая сформировалась в результате этого — чтобы она разрешила себе быть частью какой-либо группы

В том, чтобы не принадлежать, чувствовать себя не таким как все, может быть определенная «выгода» для человека. Можно чувствовать себя особенным, более важным. Или объяснять свои сложности в чем-либо тем, что страна не такая, люди не такие. Если человек откажется от послания «не принадлежать», ему нужно будет и здесь найти новое решение и новый способ жить для себя.

 

Вероника Крайнова, психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт

 

Приложение

Протокол для проработки «Родительские послания». В дальнейшем в него будут вноситься ещё дополнения.



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/6218

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.