Из своего опыта работы с защитами, своими и чужими, могу сказать, что они не так топорно работают, в принципе, ("для сиюминутной заплатки на проблему и дальше побежал мамонтов ловить"), как это описывает классика психоанализа. У более продвинутого практика психотерапии начинают вырабатываться защиты, гораздо более "хитроумные" и "просчитывающие" на большее количество ходов вперёд. К примеру, наловчились вы прорабатывать проблемы неким привычным набором внутренних приёмов. Это всё превращается в форму защиты, которой нет в "стандартном" списке. Т.е. вместо того, чтоб поработать некими другими способами, практикующий автоматически вываливается в привычные наработанные психосоматические состояния и способы работы — и даже не догадывается, что можно сидеть в каких–то других состояниях и вообще — выполнять практику неким иным способом. Всё это — для защиты от продвижения в практике (к новизне, творчеству), доступу к новой проблеме для проработки.
Приведу реальные примеры из своей практики.
1. Человек практиковал несколько лет Випассану (по Гоенке) — самостоятельно и в группах. Наработал некое специфичное сидение/состояние. Когда он садится помедитировать под моей супервизией, у него автоматически запускаются наработанные состояния. Он в них как в бункер заходит. В этом бункере его уже не беспокоят какие–то навязчивые мысли и ощущения. Он считает, что это достижение, что он "затормозил ум". Но стоит чутка выйти из этого бункера — и ум снова наваливается на практика, как будто никаких достижений у него и не было. Сидя в бункере он делает путём Випассаны внутри этого бункера ещё один бункер и т.д. Уходя всё глубже и глубже в защиты, ведь внутри, в этих состояниях так безопасно и спокойно, да и «я как бы крут, раз ум "остановился"».
2. Человек занимался практиками Гроува (символическое моделирование я имею ввиду). У него во внимании появляется некий объект (зрительный образ). Он автоматически начинает моделировать на основе него, думая, что это происходит само собой. Когда я ему указал, что можно "ничего не делать" с объектом — для него это было открытием и неожиданностью — он бы так и продолжал играть с объектами ума. Можно сказать, одной фразой всю систему моделирования человеку обесценили, а там понастроено было — ого–го: парень был явно не глупый и довольно сложные миры моделировал.
3. Человек — бывший саентолог и верил, что он не тело, а бессмертный дух и жил до настоящей жизни кучу прошлых. Любую картинку в уме на эту тему он воспринимал как правду, "ведь я это вижу, значит, это правда". Потом он начал согласовывать увиденную картину мира со здравым смыслом: получилось довольно сложно — вылезти из такого не просто, размотав назад свои построения и защиты.
Андрей Дикун
Комментарии