Сначала я помнила все дни. Как менялись мои мистические видения, что говорили в лекциях, что я думала об этом и как мыслила себя на краю просветления, каждый день по-разному мечтая о массаже, который этому просветлению мешал.
Сейчас все слилось в один день сурка. Ну или хомяка. Я запоминала дни по еде, главные блюда никогда не повторялись. Но еда стала похожа в моей памяти еще и на еду в буддийском храме, где я была за год до этого на более мягкой программе медитаций.
Как-то во время ужина выдали бананы, и все выбрасывали кожуру в мусорный бак. Я поняла, что это ШАНС избавиться от своего груза, побежала в свою комнату и незаметно пронесла в столовую свою контрабандную кожуру, уже источавшую страный запах и коричневую. Она всё время лежала в медитации в глубине чемодана под кроватью в ста целофановых пакетах, поэтому была не травматична для публики. Я положила её в карман ветровки, замаскировала и думала, как бы незаметно подобраться к мусорному баку, чтобы не вызвать подозрений. Пришлось как-то потолкаться вокруг бананов, чашек и др., чтобы выглядеть естественно.
Я подумала – все местные банановые корки свежие и желтые, моя явно выбивалась из группы, могли бы что-то заподозрить! Наверное, химические реакции лжи в моем мозгу мешают просветлению. Я сама гнилая кожура среди желтеньких и приличных послушников. Я сама своими бананами заблокировала себе ПУТЬ. Но хоть в чемодане гнили больше не будет, очищение.
Гордо озираясь по сторонам, чтоб замаскировать волнение преступника, я допила чай с тертым имбирем и удалилась из столовой.
Среди развлечений была стирка белья и мытьё в душе. Душ и туалет находились в отдельном здании, метрах в пяти от общежития. Приехавшим на курс предлагалось брать столько белья, чтобы обходиться без стирки, но указывалось, что есть возможность ручной стирки мелких вещей. Некоторые этим занимались в свободное время, но мне было лень и к тому же любые занятия занимали мозг и мешали процессу. В одиночестве и изоляции, вообще, начинаешь ярко проживать любую бытовую фигню, еще и разговариваешь с собой от неспособности выключить мозг, и когда мне случилось постирать носки, это было целым событием.
Я, как крокодил Данди-2 в Нью-Йорке, который купался в ванной со своим грязным бельем, решила стирать в дУше, так и воды больше течет, стирать удобнее, и не страшно забрызгаться.
Там была и японская ванна- фуро – глубокая небольшая ванна, где невозможно вытянуть ноги и нужно сидеть почти в позе внутриутробного младенца. Немного преувеличено (вернее, преуменьшено), но длина ванной в полтора-два раза меньше западной ванной. К тому же японцы не моются, а ГРЕЮТСЯ в ванной, поэтому считается, что воду можно не менять целый день, т.к. народ должен помыться в душе перед принятием ванны, вот он и чистый, поэтому после него туда спокойно могут ложиться другие люди. В такую ванну не очень хотелось, и носки там стирать как-то неэкологично, поэтому я обходилась душем.
Нужно было приносить свои шампуни и другие ванные принадлежности, но для стирки белья центр и тут предоставлял кокосовый натуральный детергент, а для забывших какие-то сангигиенические вещи был склад оставленных другими послушниками бутылочек, нераспечатанных прокладок и т.п. За прокладки предлагалось потом заплатить небольшую сумму.
Это все бытовые подробности, и получается, что я их описываю, т.к. особых продвижений в ДУХОВНОЙ сфере больше не наблюдалось. В лекциях и в руководствах к медитациям сначала говорилось, что нужно тщательнейшим образом следить за дыханием, как оно ощущается в ноздрях. Я решила, что потом предложат следит за тем, куда оно идет дальше, и расширить область наблюдения, и потом уже чувствовать движение в легкие и прямо чувствовать себя кислородом, который всасывается в кровь и реально проникнуть внутрь себя. Заранее гордилась, что я предугадала путь. Но я угадала лишь частично, сильно углубляться в это они не сказали, но предполагалось, что послушник уже должен ощущать постоянное движение в теле каких-то ОЩУШЕНИЙ, который он нашел, гонять внимание по телу и еще и чувствовать каике-то потоки.
Как-то раз в не очень рекомендованном стиле медитации - лежа в комнате - я ощутила какое-то движение радости во всем теле и искрящиеся штучки, но это было всего один раз и могло быть никому не нужным побочным эффектом. Вызвать его повторно не удалось. Несколько раз я пыталась повторно допросить учителя, но дельной трактовки именно моей ситуации не добилась.
Иногда учитель еще и сам вызывал на групповой допрос перед публикой.
Я спросила, нужно ли двигать глазами под закрытыми веками, когда следишь за ощущениями, мысленно представляешь свое тело. У меня это получалось рефлекторно, как будто я осматриваю мысленно свое тело, и было как-то противно от этого движения глаз. Не знаю, как другие, но и разные символы в других системах у меня получается "рисовать" движением глазных яблок под закрытыми веками.
Когда я заговорила об этом, несколько японок рядом закивало – может, из этикета, но они сказали, что у них тоже проблема с движениями глаз, глаза от этого устают. Учитель сказал, что лучше так не делать и это может вызвать головокружение. И что нужно просто лучше концентрироваться на ощущениях. Ну, дежурный ответ).
Наступил последний день, когда разрешили разговаривать. Я с неохотой перешла из режима отшельника в обычное состояние, когда ты смеешься, говоришь бред и всяко смотришь на людей и еще жалуешься, сравниваешь и т.п. Было странно, что все это время все были отдельно и я воспринимала их то как соперников, то как помехи, а тут нужно общаться к с обычными людьми. Это другое измерение и режим жизни.
Сначала я думала, что может стану букой и откажусь от разговоров, но вдруг моя соседка по комнате поприветствовала меня по-русски как старую знакомую. Что уж поделать. В принципе, живя в Японии, начинаешь очень ценить русских, с которыми можно поговорить без японского этикета (повторение бессмысленных фраз). Оказалось, что моя соседка давно хотела со мной поговорить, переживала, что мы не отмечаем православную пасху и что у неё и некоторых других иностранок медитации проходят как-то ТЯЖЕЛО. Она сказала – тебя, наверное, тоже колбасит, ой-ой-ой, это ТАКОЕ, такое!
Я подумала, что да, колбасит, то желания массажа, желания снять фильм для одноклассников и отсутствия ПРОСВЕТЛЕНИЯ, но степень колбасности слабая, так, «два кусочека». Позже разговоры с товарищами по випассане показали, что у них разные симптомы (не у каждого все, а так, в сумме):
- постоянно в теле ДВИЖЕНИЕ, потоки чего-то , что мешает жить,
- бессонница,
- головокружение,
- нервное истощение,
- отсутствие аппетита.
Я удивилась и решила – что жил, то зря. Вот бы мне хоть какие-то ЭФФЕКТЫ! Но я с самого начала сама заблокировалась - боялась сильно просветлиться и разлюбить пиво...
Одна женщина специально приехала из Китая. Она сама была из Европы, они с мужем работали в Китае, где випассана не проводится, и искали, куда бы съездить на курс. И что она уже 10-й раз, а до этого была в других центрах, в Европе, где были отдельные комнаты для каждого человека и другая еда. В яростном хриплом пении главного випассанщика она чувствует ВИБРАЦИИ, и ее не бесит. Она не пьет алкоголь, потому что это не нужно. Но пожалев мой грустный взгляд, она упомянула о своем дядюшке, который тоже практикует, но который любит пиво. В моей жизни забрезжил свет.
Многие люди говорили, что они не в первый раз, и что с первого раза ничего не понятно, и половина из содержания лекций в одно ухо входит, из другого выходит, и что только сейчас они поняли что-то из лекций и о ПОТОКАХ ОЩУЩЕНИЙ.
Вот подстава, подумала я. Я думала, что эта волынка только на 10 дней.
Но тут началась еще одна подстава – стали торговать, хотя совсем ненавязчиво и прилично - книгами главного випассанщика, предлагать организовывать совместные коллективные медитации в своих городах и районах, и я не очень поняла, как же это удачно сочетается с разными религиями, что заявлялось раньше и написано на сайтах и в определениях. Очень похоже на религию, т.к. это организованное движение, которое отнимает по 2 часа в день внутренней работы, там почитается Будда и основатель (хотя его не называют открыто СЭНСЭЕМ, просто пишут – господин Гоенка), есть непонятные мантры, было некое посвящение, о котором никто на самом деле не просил и не понимал – в первый день, когда всем сказали произнести «ищу прибежища в Будде».
Несмотря на свою языческую клятву заплатить много денег только если я просветлюсь, я заплатила много, хоть и не просветлилась. Всё-таки это был хороший опыт спокойствия и самопознания, и еда мне понравилась, хотя как-то подло с их стороны было предлагалось медитировать дома час утром и час вечером как минимум и проходить такие курсы в будущем. Я рассчитывала на внезапное и бесповоротное раскрытие ума и духа. Хорошо, что можно было платить кредитной карточкой.
Я немного поговорила с «товарищами» об отказе от других практик – в последней лекции говорилось, что нельзя совмещать с разными энергетическими штуками и пр. Некоторые сказали – ну, никто не помешает, делай, что хочешь!
Но я же не вижу энергий и внутренних сущностей, и как-то неуютно заниматься чем-то, что несовместимо с другим, вдруг это не формальность и есть какая-то реальная причина. К примеру, рэйки, цигун, какие-то другие медитации, мантры и молитвы, мало ли чем кто не шутит. Может быть, они на каком-то невидном не уровне прямо противоречат друг другу, и как лимонный сок и молоко, сливаются в противный полутворожок.
В конце была другая медитация – уже с содержанием, предлагалось мысленно посылать любовь и счастье всем существам в мире. Это похоже на бытующее сейчас в «ведической психологии» «Я желаю всем счастья», с практиками рэйки и вообще просто позитивчик такой. Никакой особой секретной техники не было, я осталась немного разочарована – ну, сидишь, желаешь. Но наверное тоже успокаивает.
Многие товарищи стали брататься и френдиться в фейсбуке, обмениваться визитками, раздавать программки своих выставок и т.п. Одна дама оказалась из серьезного госучреждения, я подумала, что это здорово и интересно. Другая сказала, что ей не нравилась местная еда – она с юга, привыкла завтракать фруктами и смузи, а тут какая-то каша и хлеб. Все понемногу «делились наболевшим».
Перед отъездом проводилась всеобщая уборка зданий и территории. Все части угодий были разделены между послушниками – сам выбирал себе задание. Я выбрала прополку газонов и с неким французом мы этим занимались около часа, обмениваясь обычными для иностранцами наболевшими репликами о зажатости и стереотипности японцев. Он сказал, что прополка – это неэкологично и зло и как можно этим заниматься в таком центре, где недеяние зла и разные буддийские клятвы, и говорили же, что комара не убивать и т.п. Из-за прихоти человека убивать растения. Я согласилась. Потом я показала ему свое дерево, где встречалась с ящеркой и лягушкой, но они не вышли к нему.
Несколько микроавтобусов, уже без разделения на мужчин и женщин, отвезли нас на станцию, и мы расстались, слава богам, никто не навязался вместе обедать, хотя я не понимала – может быть, нужно продолжить знакомство и это был шанс и карма?
Интересно включить телефон после 10 дней отсутствия, хотя без него было неплохо. В телефоне ничего не изменилось, а я уже не та. Но, конечно, хотелось бы обнаружить там несколько важных и интересных посланий, которых не было. Так, какие-то комментарии обычные. Родителей и мужа я предупреждала о своем отсутствии, поэтому от них тоже не было никаких неожиданностей.
На главной станции накупила подарков домой (сладости), запихала их со скрипом в свой большой зеленый чемодан, сдала его в ячейку камеры хранения и отправилась на свободу. Сначала в модный природный ресторан, в который меня не пустили на пути сюда, но он оказался вообще закрыт «на спец обслуживание». Надо было записаться на сегодня в тот день, когда меня выгнали, подумала я и нашла природный постный растительный обед в другом месте. Смешно – подумала я – искать еду в таком же стиле, в каком меня кормили на випассане. Но мне и правда понравилось.
Массаж я нагуглила из электрички и успешно заказала неподалеку от станции. Он оказался не таким крышесносным и прекрасным, как я мечтала 10 дней. Как-то даже обидно. Но все равно хорошо и приятно.
Чувство было странное – немного хорошо, и немного плохо. Дуальность. В целом, из будущего сейчас я считаю, что випассана меня закалила, дала мне какой-то импульс к изменениям, которые сейчас я прохожу, решимость действовать, осознавать и меняться, но все это произошло не сразу. Сначала я пыталась поддерживать практику и медитировать хотя бы по полчаса, но постепенно это угасло. Я с таким теплым чувством вспоминала зал для медитаций – теплый, торжественный, затемненный, со светлыми стенами, ТИХИЙ и спокойный. Дома сложно добиться такой атмосферы и легче лезут в голову посторонние звуки снаружи, мысли о делах, которые надо сделать, планах на завтра и на через месяц. На випассане этого не было, и это было очень хорошо.