Эксперимент американских нейрофизиологов показал: после недели религиозных упражнений уровень у христиан увеличивается концентрация нейромедиаторов дофамина и серотонина
Почему верующие испытывают во время молитвы религиозный экстаз и ощущение счастья? Что происходит в этот момент с их сознанием? На эти вопросы попытался ответить профессор Университета Томаса Джефферсона (США) Эндрю Ньюберг. Он известен, как один из основоположников нейротеологии - дисциплины, которая занимается изучением религиозного опыта научными методами.
Духовные упражнения и «система вознаграждения»
Для участия в эксперименте Ньюберг привлек 14 добровольцев, исповедующих христианство в возрасте от 24 до 76 лет. В течение недели они должны были укреплять свою веру с помощью «Духовных упражнений» Игнасио де Лойлы. Это католический святой, один из основателей ордена иезуитов. В молодости у него удачно складывалась военная карьера, Лойла пользовался феноменальным успехом у женщин. Во время обороны Памплоны (1521 год) он демонстрировал чудеса храбрости, но был тяжело ранен пушечным ядром, которое раздробило ему обе ноги. Игнасио чудом остался жив, перенес страшные мучения во время операций (одна нога после перелома срослась неправильно и ее снова пришлось ломать) и на всю жизнь остался хромым калекой. Находясь на излечении в госпитале, он попросил мать прислать ему какой-нибудь рыцарский роман, чтобы скоротать время. Но та, то ли не нашла подходящий «бестселлер», то ли не захотела связываться с низкосортным (на ее взгляд) чтивом и передала сыну Жития Святых отцов. Книга перевернула сознания Лойлы: он решает стать рыцарем Христа с той же фанатичной страстью, с которой раньше строил рыцарскую карьеру при дворе короля. «Духовные упражнения» Лойлы, которым следовали участники эксперимента, это своего рода инструкция, как достичь внутреннего совершенства и услышать сквозь мирскую суету слово Божье. Упражнения рассчитаны на 4 недели (Ньюберг вынужден втиснуть их в рамки семи дней - авт.) На первом этапе человек вспоминает грехи всего человечества (например, Адамов грех) и свои собственные, при этом кается и стремится выйти из состояния греха. Вторая неделя посвящена размышлениям о земном пути Иисуса и сути его учения. Третья часть упражнения посвящена умерщвлению плоти и физическим испытаниям, их цель соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Четвертая неделя подразумевает духовное перерождение и возможность возлюбить Бога с новом качестве.
- Неделю участники эксперимента жили в уединении, предаваясь молитвам, созерцанию и общению с духовным наставником, - рассказывает профессор Эндрю Ньюберг. - Затем мы провели им компьютерную томографию головного мозга. Оказалось, что духовные практики увеличивали концентрацию в «сером веществе» «гормонов счастья» - дофамина и серотонина соответственно на 5-8 и 6,5 процентов. Поскольку оба нейромедиатора участвуют в «системе вознаграждения» понятно, почему молитвы и медитация могут вызывать сильные положительные эмоции.
Отчет об эксперименте опубликован в начале этого года в научном журнале Religion, Brain & Behavior.
Как изменилось сознание монахов и монахинь
Ранее Ньюберг вместе со своим коллегой доктором Юджином д'Акили проводил другой интересный эксперимент, в котором участвовали 8 тибетских монахов и 3 францисканские монахини. Нейрофизиологи вводили в кровь испытуемых безвредный краситель, который «подсвечивался» во время сканирования мозга в компьютерном томографе. При этом было удобно определить какие участки серого вещества активировались во время религиозных переживаний. Достигать просветления участники эксперимента должны были внутри томографа. Выяснилось, что нейронная активность во время молитвы и медитации у представителей двух религий является практически идентичной. Но она значительно отличается от естественного функционирования мозга!
Во-первых, в ходе духовных практик нарушается кровообращение в задней верхней теменной доли (ЗВТД) левого полушария. Эта область мозга помогает нам осознавать физические границы собственного тела. Когда сигналы от органов чувств нашего организма перестают быть четкими, понятие собственного «Я» размывается: мы теряем собственную индивидуальность и испытываем ощущение единства со Вселенной или Богом (кому как нравится - авт.)
Во-вторых, у монахов и монахинь наблюдалось снижение активности нижней теменной доли, которая отвечает за функционирование речевых центров. Это приводит к тому, что затихают «рабочие шумы» мозга, который постоянно обрабатывает информацию, полученную в течение дня.
А в-третьих, улучшается кровоснабжение лобных долей мозга, где «живут» психические, поведенческие и когнитивные функции. По мнению Ньюберга и д'Акили именно эти три участка отвечают за возникновение религиозного чувства и слияния с Богом.
Подтверждением этой мысли служит непростой жизненный опыт другого специалиста по анатомии мозга Джилл Болти Тейлор из Медицинской школы Гарвардского университета. В 1996 году в возрасте 37 лет у женщины случился инсульт. В результате нейрохиргической операции у нее из мозга был удален сгусток крови размером с мячик для гольфа. Волею случая он подавлял речевые центры в левом полушарии ее мозга, которые в экспериментах Ньюберга и д'Акили связывались с религиозными ощущениями. Спустя 8 лет Джилл полностью восстановилась и написала книгу «Мой инсульт был мне наукой». Вот как она описывает свое состояние: «...Когда у меня отключились речевые центры левого полушария, а левая ассоциативная зона ориентации лишилась нормального притока сенсорных сигналов, я перешла в состояние измененного сознания и перестала ощущать себя твердым телом, а стала воспринимать себя как текучую субстанцию, растворившуюся в просторах Вселенной».
Не правда ли, похоже на состояние религиозной нирваны?