Бехтерева: «Надо постоянно пробовать нетривиальные решения»

Если человек всю жизнь занимается «стереотипной» деятельностью, например, стоит за конвейером и ничего нового не читает, а свободное время проводит за игрой в домино, то у него задействованы только две части мозга: одна отвечает за конвейер, а другая за домино. Остальные части мозга атрофировались. И в 40 лет этот человек уже ни за что не сможет выучить иностранный язык. Часть мозга, ответственная за изучение и недогруженная стимулами, за многие годы привыкла не работать и перестала работать.

Во время исследований мы наблюдаем, что происходит в мозге при самых разных действиях — простых и сложных. Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Чем она проще, тем меньше областей остаются «включенными». Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере.

Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, — здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.

Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Ему ведь, как и всем другим органам, нужно работать — ведь даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в «стереотипной ситуации» — подметал улицы, стоял за конвейером, — словом, «ходил» по «меченым линиям» и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многие другие.

Должна быть задача, выполнение которой (постепенно или вдруг) стало необходимым; либо это то, чего безумно хочется, либо — чего не избежать. При этом результат нельзя купить, нельзя украсть, нельзя даже взять напрокат — сверхзадачу можно выполнить, только задействовав весь свой творческий потенциал. А дальше происходит следующее: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями — мозговой творческий потенциал активируется, и вот — уже не сразу, но довольно скоро, — думать становится легко и приятно, и мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Задача, которая еще вчера казалась невыполнимой, становится решаемой, такой или почти такой, какими были прежние задачи, когда проблемы «могу или не могу» не существовало. Человек открыл, казалось бы, не просто закрытую, а «забитую» дверь — в свое возрождение.

Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, «матрицы решения» нет, ее надо решать каждый раз заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активируется и обеспечивает необходимыми условиями себя и весь организм. «Думанье» приводит к улучшению жизни.

Механизмом развития творческого ренессанса является именно прорыв через стереотипы, отход от них в мыслительной деятельности, при естественном сохранении бытовых стереотипов.

При этом в мозге — и одномоментно, и последовательно — вовлекается в работу все большее количество нервных структур.

При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и образуются (теперь это уже экспериментально доказано) новые нейроны — нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и не только поддерживают хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта.

Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда «умные живут дольше». Оживает мозг, оживает организм.

Когда-то я работала с пациентами, испытывавшими затруднения с памятью, и спрашивала у них: «Вы много читаете?» — «Да, все газеты». Тогда газеты у нас были почти все одинаковые, и я отвечала: «Если не станете читать что-то другое, то я не завидую вашей старости». Нужно практиковать хотя бы разнообразное чтение.

Надо пробовать нетривиально решать свои проблемы.

 

Статья в Chief Time про Наталью Петровну Бехтереву, научного руководителя Института мозга человека РАН



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/6920

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.