Память позволяет нам эффективно функционировать в окружающем мире, сохраняя все нужные для жизни навыки, которым мы постоянно учимся. Во многом именно наша память определяет нашу сущность, структуру нашей личности. Образно говоря, «Я — это то, что я помню».
Недаром художественная литература и кинематограф с удовольствием эксплуатируют тему потери памяти. Особенно притягательна идея так называемой ретроградной амнезии. Например, шел дон Педро по родному бразильскому селению, упал ему на голову кокосовый орех, и бац! — не помнит дон Педро прошлого «себя», и вот уже закручивается сюжет душещипательного романа
«Галлюцинации памяти»
В 1866 году немецкий психиатр Кальбаум описан довольно странное явление, которое он назвал «конфабуляция», что на латыни означает «болтовня». Пациенты убежденно рассказывали о событиях, которые или никогда не происходили, или соответствовали действительности, но имели место совершенно в другом промежутке времени. Кальбаум сравнивал конфабуляции с галлюцинациями — «галлюцинациями памяти». Это необычное явление было свойственно не только психическим больным, но и вполне здоровым людям, которые этими ложными воспоминаниями заполняли пробелы своей памяти.
Память и эмоциональное состояние
Психолог Корнельского Университета Chuck Brainerd (2015) проводил исследование памяти детей и подростков, перенесших тяжелые нервные потрясения. Он обнаружил, что сильные эмоциональные переживания, особенно негативные, вызывают существенные искажения воспоминаний. Это имеет очень важное значение в судебной практике, когда решение судьи и присяжных основывается на показаниях малолетних, выступающих в роли потерпевших или свидетелей.
Казалось бы, все должно быть как раз наоборот: негативное событие ярко отпечатывается в памяти участника и он свидетельствует о нем с особой убежденностью, которая производит огромное впечатление на участников судебного процесса и зачастую является основой для вынесения приговора. Отпечатываться-то оно отпечатывается, но, как оказалось, в совершенно искаженном виде… Кстати, это касается не только детей, но взрослых.
Студентом с подачи отца-геолога мне довелось поработать в геологических экспедициях во время летних каникул в Тыве. Особенно произвело впечатление красивейшее озеро Урэг-Нуур, что на границе Саянских гор и монгольской степи. Вообще-то это была уже земля другого государства, но пограничники не возражали против наших коротких вылазок на сопредельную территорию. Урэг-Нуур запомнился мне как маленькое озеро размером примерно с километр, от силы полтора. Когда я много позже залез в Википедию, чтобы освежить воспоминания былых лет, то обнаружил, что озеро имело размеры 20х18 км и всегда было таким. Как можно было ошибиться в десять раз, мне до сих пор непонятно. Память моя, похоже, сильно уменьшила озеро в размерах. Справедливости ради надо отметить, что фотографий Урэг-Нуура мы тогда не делали и, соответственно, не имели никаких объективных свидетельств.
Основные ошибки, связанные с памятью
Психолог Даниэль Шактер написал целую книгу, посвященную типичным ошибкам памяти совершенно здоровых людей. Среди них:
- Быстротечность. С течением времени воспоминания просто исчезают за невостребованностью. Ранее существовала нелепая идея, что человек в принципе помнит все, что с ним происходило в течение жизни, и эту информацию можно восстановить при помощи гипноза. Оказалось, что это совершенно не так и в гипнозе пациенты выдают ложные воспоминания.
- Рассеянность. Мы многие вещи делаем автоматически, не концентрируя особого внимания в процессе выполнения. Поэтому наша память тоже не фиксирует эти моменты просто за ненадобностью. Таким образом, большие участки нашей жизни могут «не записываться» в нашем головном мозге.
- Блокирование. «Вертится на языке. Точно помню, что знал, но не могу воспроизвести». По каким-то ему известным причинам мозг блокирует доступ к имеющейся информации. Капризничает, но через какое-то время открывает «замок» и нужный факт становится доступным.
- Приписывание. Получили информацию от одного источника, но со временем решили, что вам ее рассказал другой человек.
- Внушение. Нередко вам вбивают в голову заведомо ложную информацию. Этим часто грешат родственники, навязывая то, что выгодно им самим. Родители могут говорить: «Ты всегда была необщительным ребенком, неудивительно, что у тебя нет близких друзей, кроме нас!». Родители намеренно врут, стараясь удержать уже взрослого сына или дочь при себе. Или еще одно типичное внушение: «Ты неблагодарная дочь и всегда была такой!». У всех российских психологов есть клиенты, до сих пор висящие на родительском крючке.
- Смещение. Наши сегодняшние убеждения влияют на то, как мы воспринимаем свое прошлое. Мы вычеркиваем те факты, которые не соответствуют нашему современному имиджу, и часто делаем это совершенно бессознательно.
Что будем делать, чтобы не стать заложником ошибок своей памяти? Важные моменты своей жизни стоит зафиксировать объективными техническими средствами. Короткая видео- или киносъемка будет хорошим подспорьем. Это не значит, что вы должны всюду бегать с видеокамерой, но пример с дорогой удачен: практически все российские водители давно уже ездят с видеорегистраторами.
Даже просто фотографии, сделанные с достаточной периодичностью, покажут вам, как менялись вы сами и ваши близкие во времени. Не хочется фотографировать — сделайте зарисовку, д-р J.Wammes (2015) установил, что это резко повышает запоминание. При этом ваши способности к рисованию роли не играют. А старинная привычка вести дневник расскажет, как менялись ваши взгляды с течением времени, и позволит иметь более точную картину вашей жизни.
И главное — как бы вы ни были уверены, что «точно помните» те или иные эпизоды вашей жизни, это всегда может оказаться уловкой таинственных механизмов памяти.