Важное в этой заметке: когда человек прорабатывает, например, депрессию, важно проверить, не ретрофлексирует (удерживает в себе) ли он свою агрессию и что мешает проявлять ему ее в здоровом виде.
Агрессия в бытовом понимании этого слова и с точки зрения психологии — не совсем одно и то же. Когда мы говорим «Он повел себя агрессивно», «они в отношении нас проявили агрессию», обычно имеется в виду активное вторжение за чьи-то границы. Например, вы приезжаете на свою дачу в мае, а сосед приспособил ваш участок под строительный мусор, решив, что вас все лето не будет, а ему так удобно. Или вы едете в электричке, а женщина с большой прической поставила вам на ногу тележку. Вы же мужчина, потерпите. В бытовом смысле «агрессивный» означает «заметно злой», «очевидно грубый», «вызывающе распространяющийся» в чужие пределы.
С точки зрения психологии агрессия — это вообще любое движение вовне, от своих границ в сторону окружающего мира. Любое появление, обнаружение себя, принятие и реализация решения быть видимым и слышимым. Художник агрессивно вторгается в мир, когда пишет картину. Он превращает мир, в котором не было этой картины, в мир, где такая картина уже есть. Двухлетний ребенок мнет действительность словами, проверяет на прочность терпение родителей, уши соседей, человеколюбие домашней кошки. В этом смысле любой организмический, волевой, творческий акт — агрессия. А антитезис агрессии — вовсе не доброта, а — депрессия, снижение активности, отступление, капитуляция, уменьшение себя. Менее агрессивный — это не более добрый, а просто сдвигающийся внутрь от внешних границ.
Интересно, что агрессия переживается изнутри и снаружи по-разному, поэтому, чтобы решить, что агрессия, а что — нет, необходима целостная картина. Так, если пятнадцатилетнюю девочку в переполненном вагоне метро сильно и двусмысленно прижимает к стене большой сомнительный дядечка, это, конечно, агрессия, но указать на это может только девочка, а для дядечки это нечто иное. И когда девочка неожиданно воткнет ему локоть в бок, вспомнив, что именно этому учил ее старший брат, для нее это — восстановление собственной целостности, а для дядечки — агрессия.
Добро в этом смысле — точно такая же агрессия, если оно не согласовано с адресатом. Ваша мама приезжает к вам в квартиру и, пока вас нет, и делает уборку на свой вкус? Это агрессия. Добром это станет только тогда, когда вы попросите ее о помощи, и она сделает именно то, что вам нужно, а не что-то свое. Контроль под видом заботы — это агрессия. Проникающие вопросы — агрессия. Визиты без согласования — агрессия. И так далее. Вывод, как всегда, у гештальт-терапевтов, такой: все становится понятно лишь в контакте.