В древних книгах по йоге описано всего 84 позы йоги. Большинство из этих асан, как известно, были предназначены для практики медитации. Очевидно, что в современной йоге асан описано значительно больше! Откуда они взялись? Кто их придумал? И для чего был расширен пантеон асан в XX веке?
Йога не всегда была тем, чем стала в XX и XXI веках. Она всегда менялась. Изменения происходили с течением времени или благодаря миграции йогических систем из одного климата в другой.
Особенно пристально исследователи изучили эволюцию асан. И в процессе систематизации поз йоги открылось много интересных фактов, позволивших по-иному взглянуть на миграцию йоги с Востока на Запад (некоторые ученые даже обнаружили трансформирующее влияние Запада).
Главный вопрос, который задают ученые: почему в современной йоге столь большое значение придается асанам (Аштанга-виньяса, йога Айенгара, другие авторские разработки), когда помимо физического аспекта существует еще много других элементов? И как случилось, что из инструмента для медитации асаны сегодня превратились в самостоятельное направление?
Существует точка зрения, и ее поддерживают исследователи йоги Марк Синглтон и Норман Сьоман, что многочисленные асаны — в том виде, в котором они сегодня существуют, — не являются чисто индийским продуктом, а были модифицированы с учетом модных в начале XX века гимнастик — датской и шведской, а также претерпели влияние зародившегося тогда культуризма. В некоторой оппозиции по отношению к компании «западников» стоит скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн — автор скрупулезного исследования «84 асаны йоги». В отличие от Сьомана и Синглтона фрау Бюнеманн считает, что практика асан (во всем их многообразии) развивалась столетиями. Этот процесс «затяжных родов» по сути и дал жизнь Хатха-йоге в том виде, в котором она практикуется сегодня во всем мире. Бюнеманн, исследовав все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, приводит в доказательство список из 84 асан — позы встречаются одновременно в нескольких древних книгах по йоге. (Сегодня различных вариаций асан насчитывается куда больше!)
«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, — пишет Бюнеманн, — тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)». Рассуждая об асанах, имеет смысл отделить Хатху от других видов йоги, что невозможно без краткого экскурса в историю религии Индии.
Два культа
Индуизм делится на два лагеря — поклонников Шивы (шайвы) и адептов Вишну (вишнуиты). Культ Шивы был принят в более раннюю эпоху, чем вишнуизм. Шиваизм долго оставался профессиональной религией брахманов и ученых, пока в I тыс. до н. э. его не потеснил вишнуизм. Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма: переселение душ, просветление, карму, а также различные виды поклонения Вишну посредством Бхакти-йоги. Следует отметить, что созерцательная Бхакти-йога ничего общего с Хатха-йогой не имеет. И техники Бхакти-йоги обычно состоят из воспевания имен Вишну (бхаджаны или киртаны), медитации на его форму (дхарана) и поклонения мурти Вишну (пуджа).
Поклонение Шиве (шиваизм) прослеживается еще с доарийского периода (2500—1500 г. до н. э.) Главной целью шиваитов является осознание своей тождественности с Шивой и освобождение через слияние с ним. Союз с Богом приходит благодаря получению знания от духовного наставника. Из шести существующих сект шиваизма только Сиддха-сидханта шиваизм (традиция натхов, или шиваизм Горакшанатха) является школой, в которой зародилась практика Хатха-йоги. Это один из самых ранних аскетических орденов Индии. Теология в этой школе часто отходит на второй план, и в главном фокусе оказываются техники Кундалини и Хатха-йоги. В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э., ее основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. Самому Горакшанатху приписывается авторство порядка 50 трудов. Согласно преданиям, благодаря практике Хатха-йоги Горакшанатх достиг физического бессмертия.
Волшебные воины
В Средние века натхи были очень влиятельны, однако само имя «натх» или «хатха-йогин» пользовалось специфической репутацией из-за их излишней воинственности. Кроме того, все связанное с натхами было опутано мистицизмом, что заставляло представителей элитных брахманских слоев населения считать их воинами-магами, владеющими колдовскими методами, волшебными силами — сиддхами. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Их называли также натх-сиддхами. В средневековой Индии натхов считали проводниками сверхъестественной силы — они могли возводить на престол или низвергать с престола королей. Вплоть до XVIII века натхи-саньясины практиковали аскезу и сложные асаны «наряду с обучением боевым техникам и владением оружием». Тогда же натхи «доминировали на рынке военных наемников в Северной Индии». Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.
Оружие бессмертия
Гудрун Бюнеманн пишет: «В большинстве текстов натха и хатха традиций учат лишь небольшому количеству асан, причем в сочетании с энергетическими замками и другими практиками, такими как пранаяма: этот взгляд на роль асан как на вспомогательную явно отличается от взгляда большинства современных йогических школ. «Гхеранда-Самхита» учит йоге, в которой асана функционирует как второе звено из семи:
- шесть практик очищения шаткарм;
- асаны;
- мудры;
- отвлечение чувств от внешних объектов (пратьяхара);
- пранаяма;
- медитация (дхьяна);
- погружение (самадхи)».
Бюнеманн также пишет, что значение асаны в разных текстах может интерпретироваться в зависимости от школы и традиции. И если в йоге натхов асана — это инструмент укрепления тела и способ достижения «особых сил», то в Адвайта-Веданте, например, термин получает особое значение и интерпретируется в зависимости от ума практикующего, и асана нужна только для того, чтобы в ней «можно было с легкостью предаваться непрерывным размышлениям о Брахмане». То есть у асаны появляется интеллектуальное значение, в корне отличное от целей и задач Хатха-йоги.
Факиры и колдуны
Синглтон указывает на то, что вплоть до второй половины XIX века Хатха-йога не пользовалась популярностью даже у себя на родине, в Индии. Взгляд на йогу как на суеверие и колдовство во многом был связан с начавшимся еще в Средние века процессом колонизации европейцами стран Азии и Востока. У европейцев на тот момент отсутствовала заинтересованность в изучении систем йоги. «Туристами» были и путешествующие писатели XVII-XVIII веков — французы Франсуа Бернье и Жан де Тавено. Их письма, написанные на родину из Индии, что называется, сделали моду и задали стиль для многих последующих описаний йогинов и восприятия их европейцами, «как мохнатых аскетов, нечесаных дикарей с диким взглядом, язычников и оккультистов». В виду отсутствия дискурса йога просто не изучалась, а наблюдалась. Ведические брахманы также отрицательно относились к Хатха-йоге, считая ее уделом низших слоев общества, склонных к практике оккультизма и колдовства.
Синглтон отмечает, что к XVIII веку Хатха-йога пришла в упадок. О шаткармах, асанах, пранаяме на время забыли. А в XIX веке снова вспомнили. Это был век развития мировых монополий, становления империализма, расширения колониальных владений и развития межкультурных связей.
О йоге на Западе многие впервые узнают в 1893 году на Конгрессе всемирных религий из уст пропагандиста Веданты, Свами Вивекананды, который высказывается о Хатха-йоге пренебрежительно и называет йогов «факирами, принимающими неподобающие позы». Тут нужно сделать небольшую поправку: Свами Вивеканада не привозил на Запад йогу. Он привез Адвайта-Веданту. А ведантисты не практикуют Хатха-йогу, они занимаются созерцательной практикой тождественности Брахману — Джняна-йогой.
Железо куй и йогу практикуй!
Так почему асаны стали так популярны в ХХ веке? Запад в XIX-XX веках охватывает мода на здоровое и красивое тело. Становятся популярными гимнастика, культуризм, атлетизм. Физподготовка вводится в программы обучения школьников, студентов, солдат и даже благородных девиц, в том числе и в России. А в это время в Индии благодаря деятельности лидеров движения за независимость растет дух национального самосознания. С помощью таких антиколониально настроенных меценатов, как Махарадж Майсура Кришнараджендра Водеяр IV, в молодежной среде пропагандируется здоровый образ жизни. Открываются «клубы здорового тела» при школах и университетах. Но главное — в Индии появляются свои национальные герои: культуристы, йоги, которые в то же время являются борцами за свободу и независимость. Будучи воспитанниками западных школ физкультуры, они тем не менее привносят в практику национальные черты. Таким образом постепенно формируется современная практика асан — она не может не вобрать в себя элементы западной физкультуры. Один из героев того времени — К.В. Айер — профессор физической культуры, последователь основателя западного культуризма Евгения Сандова. Харизматичный Айер был страстным пропагандистом Хатха-йоги как части эффективного режима физической культуры. В своей монографии «Культ мышц» (1930) он клянется, что «Хатха-йога, древняя система телесного культа, дала мне много больше для того, чтобы я смог сделать себя тем, кто я есть сегодня, чем все пояса, брусья, стальные пружины и штанги».
Знаменитым пациентом Айера был Кришнараджендра Водеяр, которого профессор лечил после инсульта. В благодарность Айеру Махарадж финансировал строительство зала для атлетических занятий в своем дворце. И... этот зал находился рядом со школой йоги Шри Тирумалаи Кришнамачарьи!
В 1933 Кришнамачарье была поручена популяризация практики йоги в Индии. У молодежи тогда йога ассоциировалась с аскетизмом и эзотерикой. Синглтон пишет, что некоторые юноши «даже чувствовали себя виноватыми, что пошли на йогу, а не на бодибилдинг к Айеру» в класс через коридор. И тогда Кришнамачарья начал свой «великий эксперимент» с йогой — ввел в практику новые элементы: подручные материалы из спортивного зала (веревки, блоки), придумал на ходу и испробовал на своих учениках новые позы. Есть мнение, что знаменитый комплекс Сурья Намаскар (раньше имел форму пуджи, выполнялся в сочетании с мантрами) Кришнамачарья модифицировал, позаимствовав из гимнастики переходы. Он разработал множество новых виньяс (динамических связок). Синглтон утверждает, что уроки йоги при дворце в Майсоре сначала воспринимались просто как хорошее дополнение к физическому воспитанию, но Кришнамачарья постепенно добился того, чтобы была признана и духовная составляющая школы. Очень скоро йога оказывается в авангарде и способна бросить вызов западной гимнастике. Для того чтобы пропагандировать йогу, Кришнамачарья гастролирует с наиболее продвинутыми учениками по всей стране. Его студенты — все как на подбор сильные и атлетически сложенные молодые люди — показывают сложные позы и акробатические номера, устраивая настоящие представления силы, гибкости и выносливости. Это укрепляет индийцев в вере, что национальная физическая культура превосходит западную. Йога становится популярной еще и потому, что Кришнамачарье удается то, что не удавалось прежде никому из учителей: он объединяет гимнастическую йогу с философией «Йога-сутр» и древнеиндийской медициной. Так Индия в середине ХХ века, а затем и «нищий духом» Запад получают абсолютно новый продукт, апеллирующий к традиции Патанджали. Плюс йогашалы — в ней никогда не поддерживался принцип воздержания (брахмачарьи). Любой светский юноша, а впоследствии и девушки могли заняться йогой. Удачное сочетание духовности и философии, силовой гимнастики и культа здорового тела определило тот успех, с которым развивалась дальше йога в традиции Кришнамачарьи. Пика популярности на Западе во 2-й половине ХХ века достигли два его знаменитых ученика — Б.К.С. Айенгар и Паттабхи Джойс. Школа Аштанга-Виньяса-йоги и метод йоги Айенгара продолжили линию преемственности учителя в использовании модификаций асан, связок и виньяс и одновременно прививали студентам правила жизни, описанные в «Йога-сутрах». Айенгар еще и модернизировал терапевтические приспособления, сделав их более функциональными и разнообразными.
В завершение хочется процитировать слова Нормана Сьомана: «Традиция йоги — это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги». На протяжении всей истории практика йоги претерпевала изменения. И продолжает изменяться, адаптируясь к быстро меняющимся условиям жизни. От рождения до смерти человек меняется. Практика йоги так же не может оставаться неизменной в течение тысячелетий. Эволюция — это жизнь, которая развивается, двигаясь вперед. А йога создает для этого развития гибкие условия.
На вопросы отвечает Сергей Агапкин, директор сети Agapkin Yoga Station
— Почему йога использовалась для физической подготовки молодых индийцев в период борьбы с колонизацией?
Добавление силового момента в йогу давало право без объяснений двигаться к искомой политической цели без того, чтобы давать объяснения кому-либо.
— Повлияла ли западная гимнастика на развитие йоги в Индии?
Заявление о том, что современный контент йоги обязан не только древним текстам, но и наработкам западных специалистов в области физической культуры, звучит очень сомнительно. Большинство западных систем конца XIX и начала XX веков, таких как немецкая и шведская гимнастика, прекрасно известны до сих пор, и любому заинтересованному человеку несложно понять что:
- авторы этих систем сами заявляли об эклектичности созданных ими направлений;
- статической нагрузкой, в отличие от йоги, почти не пользовались;
- активно работали с оборудованием (перекладины, брусья, шведские стенки).
— Кто привез йогу на Запад? Принято считать, что Свами Вивекананда.
Выступление на Всемирном конгрессе религий в США в 1893 году Свами Вивекананды нельзя считать точкой отсчета интереса к Хатха-йоге.
Вивекананда не был хатха-йогином. Йогу в Америку в 1920 привез Парамаханса Йогананда, родной брат которого, Вишну Чаран Гош, в 1923 создал первый колледж йоги в Индии.
— Откуда в современной йоге столько асан?
Частично из йоги, частично из боевых искусств Индии, из методик подготовки борцов (один из йогических монашеских орденов в Индии — как раз орден маллов, борцов). Существование ряда асан немедитативной направленности мы уже можем видеть в комментариях Вьясы (не позднее VI в. н.э.) к «Йога-сутрам» Патанджали. Это поза Лотоса, поза Воина, Благоприятная поза, Свастика, поза Посоха, поза со вспомогательной опорой, поза лежа, поза Сидящего журавля, поза Сидящего слона, поза Сидящего верблюда, поза Баланса и так далее.
На вопросы отвечает Сергей Бабкин, старший инструктор Agapkin Yoga Station.
Могли ли западная гимнастика и культуризм повлиять на йогу в конце XIX — начале XX века?
Есть такой исследователь йоги Норман Сьоман, который достаточно смело развеивает мифы, сложившиеся вокруг современной йоги. В том числе высказывает предположение, что на Кришнамачарью могли повлиять бойцовские школы, которые активно развивались в Майсоре. Он пишет также, что на Кришнамачарью могла оказать влияние западная физическая культура, привнесенная в Майсор англичанами. Для этого предположения есть свои основания, так как в общем-то йога до ХХ века была достаточно статична и имела набор от 20 до 84 асан, большинство из которых были сидячими. Это то, о чем пишет Гудрун Бюнеманн. В то же время стоит отметить, что динамические практики йоги встречаются в Тибете, и нельзя исключать, что Кришнмачарья мог их принести оттуда.
Какой была европейская физическая культура в начале ХХ века, и как она мигрировала в Индию?
В конце XIX века в Европе начала формироваться методическая база гимнастики (не современной спортивной, разумеется, а как системы развивающих упражнений). Соответственно, эта гимнастика с англичанами пришла в Индию, и поскольку англичане формировали местную систему образования для сливок индийского общества, то разумеется, все высокопоставленные индийцы были с ней знакомы. Также стоит отметить военно-прикладные виды — стрельбу, фехтование, бокс. О чем, кстати, и писал в труде «Йога Макаранда» Шри Тирумалаи Кришнамачарья : «Есть только три вида физической культуры, которые дают равную силу суставам и сосудам нашего тела: йога-бхьяса (практика йоги — упражнений для тела и сознания), каради садхана (фехтование или упражнения с использованием холодного оружия) и стрельба из лука».
Считается, что Хатха-йога была утеряна и возродилась в начале ХХ века. Почему возник упадок?
А чем йога отличается от других школ и социальных институтов? Ничем. Подчиняется тем же законам развития систем и организаций. Есть циклы — рождение, всплеск развития и роста, стабилизация, упадок, существование в той или иной степени упадка до очередного возрождения и обновления.
Почему возникли предпосылки для очередного возрождения? Для разворачивания национально-освободительного движения нужны были не только новые идеи, но и культура и искусство, которые объединяли бы людей, вызывали бы у них гордость за свою историю. То, что создавало бы национальную самоидентификацию. Такие моменты были и в истории европейских государств — вспомним, например, Германию, работавшую над созданием национальной самоидентификации — от наполеоновских войн и до Бисмарка в течение полувека.
Индийцы в тот период занялись возрождением традиционных танцев, боевых искусств и йоги.
Гудрун Бюнеманн. 84 асаны йоги.
«Современные школы йоги часто ссылаются на авторитет «Йога-сутр» (хотя в их учебных программах мало что напоминает об учениях, изложенных в этом тексте). «Йога-сутры» — самый известный на Западе древний текст по йоге.
Ссылка на авторитет такого текста повышает престиж школы. Некоторые представители современной йоги пытались провести более определенную связь между принятой ими практикой асан и восьмичленной йогой Патанджали. Чтобы защититься от критики со стороны традиционалистов, обвиняющих современных учителей в том, что те предают традиционную йогу, пропагандируя асаны, вместо того чтобы культивировать духовную практику, некоторые современные учителя стали утверждать, что все составляющие восьмичленной йоги присутствуют в асанах. По их словам, эти составляющие либо развиваются естественным образом после выполнения асан, либо даже во время их выполнения. В число таких учителей входят сторонники Паттабхи Джойса и Б.К.С. Айенгара».
Список использованной литературы
- Марк Синглтон. Тело йоги.
- Гудрун Бюнеманн. 84 асаны йоги.
- Норман Сьоман. Йогическая традиция майсорского дворца.
- Георг Ферштайн. Энциклопедия йоги.