Учёные, моделируя свои материалистические гипотезы, совершенно не стесняются прибегать к мракобесию. У них есть и демоны, и виртуальные коты в ящике с ядом, а сейчас они заняты поиском «частицы Бога», которого, понятное дело, нет.
Идеалисты, в свою очередь, тоже прибегают к различным материалистическим аллегориям, позволяющим принять (понять это невозможно) реальность своего мира, который они называют тонким.
Внесём свою лепту в этот полезный процесс и начнём с понятия: человек — явление материального мира, состоящий, в соответствии с главной аксиомой идеалистов, из разумной обезьяны (бабуина) и воплощенной в нём бессмертной, по земным меркам, души, девиз которой: «я должен». Что именно? Это у кого как. Земные опыт и испытания позволяют душе, пройдя жизненный путь, стать другой. Это может получиться не в полном объёме, может вообще не получится с первого раза, но именно такова цель воплощения души на Земле.
В этом противоречии состоит главная интрига человеческой жизни. Душа хочет пройти путь и при этом измениться. Бабуин же стремится реализовать свои бабуинские желания (банан, самку и чтобы все ему блох выкусывали), при этом оставаясь самим собой.
Эту противоречивую ситуацию с некоторой степенью условности можно смоделировать на земных примерах.
Обычный «цивилизованный» горожанин решил на месяц воплотиться в экстремального путешественника и двинул пешком через пустыню с ограниченным запасом еды и воды. Он задумал из пункта А попасть в пункт Б, и к концу пути надеется прийти другим человеком. И пока путешественник идёт, та его часть, которая называется бабуином, стонет и плачет: жара, идти тяжело, вода тухлая, еда однообразная, всего не хватает, а самок так и вообще нет (да и были бы…). Цель бабуина путешественника понятна — попасть, наконец, в этот пункт Б, где будет всё (кроме жары).
Многие люди говорят: «Знать бы свою судьбу, как было бы легче жить». Но вот наш горожанин знает: по плану путешествия ему ещё две недели идти. И что, ему легче? Не знал бы, была бы надежда — а вдруг завтра оазис или автобус с кондиционером, так нет, полная ясность. В советское время у подобных блаженных была такая песенка:
За туристскую путевку
Заплатил я сто рублей.
Лучше я б купил веревку
И повесился на ней…
Если идти с таким настроением, то вполне вероятно появление «дьявола-искусителя». Например, нагоняет нашего путешественника джип с геологами, которые говорят: «Не дай себе засохнуть, садись, подбросим». Бабуин, понятное дело, хочет лезть в машину, а для души (горожанина) в этом случае теряется весь смысл предприятия. Бабуин говорит: я хочу есть, пить, я устал, я имею право, я хочу, хочу, хочу. А душа: я должна идти, я сделаю это.
Если наш горожанин сядет в машину, то попадёт прямиком в «ад». Он не исполнит сценарий путешественника, он попадёт в тот мир, откуда пришёл, досрочно и будет сидеть там, укоряя себя: я слабак, я не смог, мне нет оправдания. А если к нему придёт друг, одолевший этот маршрут до конца, «адские» мучения только усилятся. Покинуть «ад» можно только одним способом — пройти пустыню снова. А пройдя путь полностью, наш герой попадёт в «рай», где будет засыпать на чистой постели и хотя на тумбочке первое время будет стоять канистра с водой (так, кстати, и бывает в реальности, так сказать, рай для бабуина), внутри у него будет звучать как гимн: «Я сделал это».
В науке нет таких терминов, как «добро» и «зло». Да и у людей эти понятия весьма относительны.
В одном малоизвестном фильме описывалась жизнь курсантов на учебном паруснике. Так сказать, кратковременное воплощение цивилизованного человека в мир деревянных кораблей и железных людей.
Надо сказать, условия жизни там создаются по принципу: чем хуже, тем лучше. Никакой механизации, работе конца-края не видно, и делается всё, чтобы служба медом не казалась. Возникновение досуга у курсантов командный состав расценивает как свою недоработку.
Корабль как корабль, но по сценарию на нём были не обычные учащиеся мореходок, а сплошь дети королей, президентов и миллиардеров. Высокопоставленные папы разумно решили, что опыт жизни, полной тягот и лишений, будет весьма полезен их детям в обычной жизни. Разумеется, никто из курсантов никогда в будущем ничем подобным заниматься не будет и полученные навыки им совершенно точно нигде не пригодятся. Но останется нечто неуловимое, ради чего всё это приключение и затевалось.
В первых кадрах звучит очень колоритная речь:
«Я ваш капитан, и при обращении ко мне будете говорить "сэр"; мое имя Гарри, но обычно меня называют Гарри-кровопийца. Кроме того, настоятельно рекомендую забыть, кто кем был в прошлой жизни на суше, потому что сейчас вы все куча дерьма. Тем не менее к концу рейса можете стать настоящими моряками. В этом всегда можете рассчитывать на мою помощь и участие. Если кто устанет или оробеет, так это простительная слабость. Стоит только намекнуть, и тут же будет выдан ночной горшок, ведь ходить ночью в гальюн далеко и страшно.
Ну а если совсем станет грустно, так на корабле есть связь с землей. Согласно уставу радиограммы идут только с моего разрешения, но вам сделано исключение. Бланк с моей подписью всегда будет лежать в радиорубке, и для удобства даже текст напечатан: "Достопочтимый сэр, прошу в ближайшем порту снять с корабля вашего дристуна. С уважением, капитан Гарри". Любому желающему останется только написать свой адрес.
Вопросов ко мне может быть только два — как получить горшок и где находится радиорубка. Ну, а поскольку вопросов пока нет, по местам!»
В конце фильма, после многочисленных приключений, показателен разговор монарха одной маленькой страны с наследником:
«– Ну и как плавание?
– Особенно хорош был капитан, вот только…
– Неужели что-то не понравилось?
– Компота вечно не хватало, да к тому же не было нападений пиратов.
– У нас в замке, как ты знаешь, одна из лучших в Европе коллекций вин; так вот, дефицит компота в плавании должен помочь лучше понять относительность людских суждений о том, что лучше, а что хуже.
А что касается пиратов, то это вполне могло бы случиться в Малаккском проливе, однако именно поэтому там ваш парусник сопровождался индонезийским миноносцем. В этом приключении не было необходимости тебе и твоим друзьям, пиратов будет хватать и в этой жизни».
Такая вот модель отношений двух миров.
– Мир цивилизованных людей создал для реализации своих целей парусник, который проживёт какое-то время, а потом его спишут (т. е. наступит «конец света»).
– Сам парусник и судовой устав с первого дня соответствуют поставленным задачам, и по большому счету никто его модернизировать и как-то улучшать не планирует.
– Принц на суше ясно понимает, для чего он воплощается в курсанта, и хотя всех деталей плавания и не знает, но в целом сценарий жизни представляет и осознаёт возможность прервать эту жизнь досрочно (сойти на берег).
– Соглашается с рекомендациями пославшей его цивилизации проявить смирение и мужество, т. е. принять условия жизни такими, какие они есть, и найти силы реализовать себя в этих условиях.
– Вопрос помощи всегда сложен. Способ существует практически один — напомнить субъекту о его задаче и показать мрачную альтернативу, что капитан парусника с блеском и исполнил.
– Для принца корабль — это лучший из миров, капитан — воплощение добра, так как всё, что он делает, соответствует задачам воплощения.
А что по поводу плавания сказал бы курсант, если представить себе, что он и в самом деле забыл свою прошлую жизнь на земле и не очень представляет, что его ждёт после окончания плавания?
– Корабль ужасен (слово «несовершенен» здесь неуместно), но ходят легенды, что есть где-то такие корабли, которые почти не качает, там не надо работать. Никто ничего не приказывает и не говорит: «Ты должен, должен, должен».
– Капитан не просто кровопийца, это тиран и садист, боцман ещё хуже, оба — абсолютное воплощение зла.
В курсантских мечтах весь командный состав должен избираться прямым и тайным голосованием и выполнять наказы избирателей (работы поменьше, компота побольше). Если у курсантов появится некая корабельная религия, то рай в ней будет в виде круизного лайнера, а грешники в аду несут непрерывно ночную вахту под дождём и, главное, без компота.
Но кроме религиозных мечтаний люди с доминированием бабуинских ценностей в земной жизни уповают на действующую власть, которая с помощью законов обуздает злодеев и защитит слабых, то есть создаст правовое государство, в котором люди принимают в отношении себе подобных ряд ограничений на произвольную деятельность. Обычно это понимают так: если я имею право, то мне за это ничего не будет. А если не имею — то накажут (если поймают). Потому когда мы говорим, что человек имеет право делать всё, что угодно, то имеем в виду не бабуина, а воплощённую в нём душу. Кант сказал по этому поводу: «Если мы верим в бессмертие души, сотворённой божественным источником, это предполагает свободу воли, которая может и не предусматривать нравственное поведение».
Естественно, душа никак не подпадает под действие права — и не поймаешь, и не накажешь. Для души нет наказаний или поощрений, но есть последствия и, в отличие от действий права на земле, всегда неотвратимые.
Причём все эти последствия наступают не по чьей-то внешней воле. Вспомним путешественника, сошедшего с дистанции. Его ведь никто ни в чём не упрекает, даже, наоборот, все сочувствуют и хотят помочь. Но, увы, никто в пустыню не толкает, но раз пошёл, иди до конца. Сам принял решение, сам исполняешь, а потом сам себя и определяешь в «рай» или «ад» в зависимости от результатов исполнения.
Вот такая свобода и такой Страшный суд.
Душе, понятно, трудно, но она по крайне мере «бессмертна», а что же делать бабуину? Есть, на первый взгляд, какая-то безысходность в его доле. Сидит себе, мечтает о банане, а душа вдруг бросает его на вражеский пулемет, после чего, естественно, покидает материальный мир с чувством выполненного долга.
Да и не случись пулемета — безысходность никуда не девается: в конце бабуина всё равно ожидает смерть. Но человек может пойти и другим путём.
Этот другой путь начинается не сразу. Поначалу нужно научиться пользоваться своим разумом, полезно также разглядеть в окружающем мире других людей и, наконец, увидеть путь своей души.
Но вот после того, как появляется знание о наличии в себе души и убеждение в определенном расхождении интересов души и бабуина, у некоторых людей возникает протест. Они не хотят терять свою личность. Чем ближе человек к душе, тем дальше он от животного.
Для многих это хуже смерти. Это ведь бабуин любит вкусно поесть, сладко поспать, ему нравятся самки, награды и почётные звания, он привязан к своим детям и своей стае. А путь души предполагает признание всего этого относительным, временным и для дальнейшего существования в тонком мире или где-нибудь на планете в звёздной системе Сириуса абсолютно неважным.
Да с какой стати!?
Люди, подверженные бабуинским привязанностям, сознательно и подсознательно подавляют стремления своей души и предаются земным радостям и горестям, пока не умрут.
Это вроде как если б нашему путешественнику-экстремалу в пустыне отшибло память о цивилизованной жизни. Набрёл бы он на оазис и остался там жить с какой-нибудь аборигенкой — счастливо, но не очень долго, пока его не отыщут спасатели и не увезут в город мозги вправлять.
Как же он будет упираться!
В реальности большинство людей не успевают (не хотят, не могут или боятся) сделать выбор между ценностями души и бабуина. Так и существуют в состоянии шизофрении с раздвоенной волей. Душа желает чего-то не очень настойчиво и не очень внятно, а бабуин хочет быть здоровым и богатым. Правда, разум весьма омрачает эту жизнь. Логика и пример других подсказывают: как ни живи, а умирать придётся. Частично эти соображения загоняют в подсознание, но жизнь всё равно проходит в страхе и волевом разладе. И в Бога вроде верят, и умирать боятся.
Но некоторым все-таки удаётся идти по одному из путей.
Одним удаётся освоить технологию полного освобождения от влияния души, а если учесть, что это возможно только при овладении силами тонкого мира, то такие люди в нашем земном понимании много чего могут (по крайней мере, не болеют), что, конечно, кажется очень заманчивым. Правда, возникают проблемы с энергией творения, и их нематериальное будущее выглядит, по свидетельству очевидцев, туманным и бесперспективным, но это уж кому как нравится. Свободная воля и называется свободной потому, что предлагает возможность реализации любого выбора.
А другие умудряются волю животного подчинить ценностям воплощенной души. При этом у них может возникнуть осложнение в виде чувства безысходного одиночества. Добро и зло материального мира исчезает вместе с этим миром. То есть мир, конечно, остаётся, но он теряет какую-либо значимость (как детский сад для взрослого человека). Утешает, что страх смерти тоже исчезает. Потом, к счастью, выясняется: смысл жизни на земле всё-таки есть, иначе зачем бы душа затевала своё воплощение, и, наконец, возникает гармония с окружающим миром.
И вот нужно наладить контакт с тонким миром, достичь полной ясности и сделать выбор, что, конечно, трудно. А, собственно, никто и не говорил, что на нашей планете будет легко.
Отдельно хочу заметить — я вовсе не утверждаю, что бабуин в человеке — обязательно грязное гнусное животное, а душа всегда белая и пушистая.
Некоторые люди, действуя в полном согласии со своей душой, могут с удовольствием забить насмерть милую добрую собачку.
Конечно, официальная педагогика, исполненная гуманизма, утверждает: каждый ребёнок — это творец, в каждом есть искра божья, но учителя с большим стажем по секрету скажут, что встречаются дети, душа у которых чёрная от рождения и её не исправит даже могила.
Тонкий мир подобен материальному и полярность там присутствует в полной мере.