Сколько существует асан йоги, откуда и когда они появились? Попробуем разобраться. Сегодня миллионы людей во всем мире растягивают и скручивают свои тела в причудливые и замысловатые позы, которые называют асанами. А сам этот процесс называют йогой.
Популярна также идея, что это чрезвычайно древняя практика, возраст которой составляет не менее 5 – 6 тысяч лет. Основополагающим трактатом йоги объявлены «Йога Сутры» Патанджали, и считается, что истоки современной практики коренятся именно в нем. Однако в этом тексте об асане говорится только, что это неподвижная и удобная поза, которая достигается при прекращении усилия и сосредоточения на бесконечном, и благодаря которой прекращается воздействие парных противоположностей.
Ни одна конкретная асана в «Йога Сутрах» не называется.
В значительно более поздних текстах, относящихся к традиции хатха-йоги, перечисляется совсем небольшое количество асан, наверное, на порядок меньшее, чем практикуется сегодня. Откуда же взялись все остальные?
Сколько существует асан?
«Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8.400.000 поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84», — сообщает «Горакша Самхита» («Горакша Паддхати») — вероятно, один из самых ранних хатха-йогических текстов.
Ему вторит другой текст – «Гхеранда Самхита», который датируется приблизительно XVII веком: «Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире».
То есть, согласно древним текстам, существуют 8.400.000 живых существ. Интересно, что цифра эта несильно расходится с подсчетами современных ученых. По их оценкам, на Земле обитают 8.700.000 тысяч видов живых организмов. Это приблизительная цифра, высчитанная математически, т.к. далеко не все виды сегодня открыты и изучены. Это: 7,77 млн. видов животных, 298 тысяч видов растений, 611 тысяч видов грибов, 36,4 тысячи видов одноклеточных микроорганизмов. Факт, в очередной раз подтверждающий мудрость и правоту древних мудрецов.
Но возможно ли придать человеческому телу такое количество – 8 400 000 — разнообразных поз, даже если они отличаются друг от друга совсем незначительно? Здравый смысл подсказывает, что нет. Но ведь у Шивы явно не человеческое тело. В иконографии Шива традиционно изображается четырехруким, а две дополнительные руки увеличивают количество возможных положений в несколько раз. Так что для Шивы такое количество асан вполне доступно.
Асаны в древних текстах
Итак, посмотрим, сколько асан описывается в древних текстах.
«Йога Сутры» Патанджали – 0.
«Горакша Самхита» — 2: сиддхасана и камаласана (падмасана).
«Шива Самхита» — описаны 4: сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.
«Тирумандирам» Тирумулара — 8: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.
«Хатха-йога Прадипика» — описывает 15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.
«Гхеранда Самхита» — говорится о 32 асанах, которые «можно использовать людям в этом мире», и дается описание 31. Это: сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга и йогасана.
Далее в тексте упоминается также сукхасана и описываются випарита-карани мудра, маха мудра и пашини мудра, которые с условным приближением тоже можно отнести к асанам.
Текстов, перечисляющих все 84 асаны, всего 2. Это «Хатхаратнавали» Шринивасы, датирующаяся приблизительно XVII столетием, и описывающаяся 36 из 84 асан, и «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIIIв., описывающая все 84 асаны.
Но, уже со второй половины XVIII века асаны начинают потихоньку размножаться. В трактате «Шри Таттва Нидхи» (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине. Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.
Эра Кришнамачарьи
Сам Кришнамачарья в обосновании своей новаторской йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».
«Йога Курунта» Вамана Риши – чрезвычайно древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи». То есть, кроме Кришнамачарьи и, возможно, Паттабхи Джойса, никто этого текста не видел. Еще более удивительно, что не было сделано ни одной копии со столь древнего и ценного манускрипта.
Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни. Это тоже древний текст, который также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации, зрительно им воспринят, запомнен и позже записан. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются, например, все конасаны, сарвангасана и др.
Тут, однако, уместно вспомнить, что асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет. И следовательно, нужны какие-то подготовительные и промежуточные упражнения, позволяющие развивать силу и гибкость. Поэтому дополнение практики новыми асанами было вполне оправдано.
Бесконтрольное размножение
Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины XX века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями. В частности, каталог Дхармы Миттры, вышедший в 2003 г., содержит 608 асан. А еще ранее Дхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан, которая и сегодня украшает стены многих йога-центров по всему миру. Причем в эту схему площадью в несколько квадратных метров вошли далеко не все асаны: первоначально для нее было сделано 1350 фотографий. При этом, просматривая даже такие объемные каталоги, любой опытный практик скажет, что там не все асаны, и вспомнит еще несколько. Впрочем, жизнь показывает, что новые асаны появляются по всему миру постоянно.
В 2009 году индийское правительство озаботилось вопросами правообладания на йогу и выразило намерение запатентовать 1500 (!) асан! Сравните с двумя — четырьмя асанами древних текстов. Вот к чему приводит бесконтрольное размножение!
Асаны и культурное наследие Индии
Откуда столько – 1500 асан? Энтузиасты этого проекта уверяют, что все эти асаны описаны в древних текстах. Доля истины здесь, безусловно, есть. В пуранах, итихасах и упанишадах эпизодически встречаются названия и даже описания некоторых поз, которые никто не мешает называть асанами. Например: «Заняв позицию алидха…» или «сев в позу баддха-парьянка» («Калика пурана») и др. Возможно, если «по сусекам погрести, по амбарам помести», в недрах великого литературного наследия древней и средневековой Индии можно отыскать древние корни многих современных практик.
Индии также никогда не были чужды традиции воинского искусства и соответствующей физической подготовки воинов. Боевому искусству посвящена одна из шести упавед (околоведических текстов, посвященных отдельным областям знания) – Дханурведа. Возможно, именно из воинской подготовки пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.?
Асана как форма тапаса
Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в Индии в качестве тапаса – формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.
Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.? Йогины, практикующие такую форму тапаса до сих пор встречаются в Индии. Они годами и десятилетиями стоят на одной ноге, держат усохшие за время практики руки поднятыми вверх и т.д.
Наряду с тапасвинами в Индии всегда существовали и факиры, зарабатывающие деньги демонстрацией экзотических поз и необычных возможностей своего тела. Кое-что, похоже, было заимствовано и у них.
Йогини и махасиддхи
Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Кроме наиболее известных представителей индийского пантеона существуют многочисленные другие изображения, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Правда, махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, — стоя, но их положения тоже не отличаются разнообразием. И это неудивительно, т.к. в досовременную эпоху йога отождествлялась не с асанами, а с медитацией.
Тандава – танец творения и разрушения
Еще один замечательный иконографический источник – караны Танца Шивы. Существуют 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, и некоторые из них действительно чрезвычайно напоминают современные асаны, если, конечно, закрыть глаза на то, что у Шивы, в отличие от нас, четыре руки. Например, 50 – lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; 53 — sakramandalam — похожа на маласану, 66 – athikrantham — мостик, 107 — sagadasyam — дханурасана и др.
Впрочем, и классический индийский танец, теоретические основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, известные нам натараджасана, капотасана, врикшасана часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.
Йога и западная физкультура
Но, как бы велико ни было культурное наследие Индии, исследования и публикации последних 10 – 15 лет доказали, что и Запад внес свой вклад в разнообразие современной практики асан. Самым известным трудом по этой теме является, наверное, книга Марка Синглтона «Тело йоги», где приводятся фотографии, показывающие, что Кришнамачарья заимствовал и включил в свою практику асан многие упражнения и акробатические элементы из популярных в начале XX столетия на Западе гимнастических систем. Более того, автор настаивает, что именно они и легли в основу йоги Кришнамачарьи. И выходит, далеко не вся йога уходит корнями в глубокую древность, и «новодел» в ней составляет изрядную, если не большую, часть. На этом фоне забавно выглядит скрупулезное выстраивание некоторых асан, бывших «в девичестве» гимнастикой или акробатическим трюком, ради того, чтобы «прана правильно распределялась по телу».
Так йога ли это?
Возникает вопрос: насколько правомерно в таком случае всю современную практику называть йогой и отождествлять с древней традицией? Что ж, меняется жизнь, меняется человеческое тело и сознание, меняется мир вокруг нас, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь как живое учение к потребностям современного человека. Просто не нужно излишне мистифицировать современную йогу и искать метафизические аспекты и скрытые сакральные смыслы там, где их нет. А тот факт, что с каждым годом в практику йоги вовлекается все больше людей во всем мире, и все больше людей находят в ней источник хорошего физического самочувствия и душевной гармонии, говорит о том, что никакие нововведения йоге не мешают, а делают ее только лучше. И, в конце концов,
йога — это не асаны, древние или современные, а состояние души!