Продолжаю тему истории йоги, начатую в статье «Родословная асаны». В ней говорилось о том, что древние и средневековые тексты по йоге практически не содержат описания и даже названия асан, и проторить «народную тропу» от них в современную йога-студию не удается. Практика асан, такая, какой мы ее знаем, никогда не была частью традиционной йоги. И если йога, как духовная традиция, метод преодоления ограничений человеческого сознания существует на протяжении нескольких тысяч лет, то современная йога — по сути йога асан — появилась менее ста лет назад.
Но не существует деревьев без корней, и у современной йоги тоже должны быть свои истоки, только где их искать? Может быть, ключом к пониманию вопроса о появлении «йоги асан» является личность Кришнамачарьи — отца современной йоги? Именно его ученики — Айенгар и Паттабхи Джойс принесли эту практику на запад и сделали ее популярной.
Анализировать биографию Кришнамачарьи я буду по книге «Сердце йоги» его сына и ученика Дешикачара.
Отец современной йоги
Кришнамачарья был выходцем из брахманской семьи, получил соответствующее образование, изучал санскрит и традиции индийской философии. Ни о каких асанах йоги в детском и юношеском периоде его жизни речь не идет. И это неудивительно: до XX века практика асан никогда не была популярна в Индии, а адептов хатха-йоги браманы не жаловали.
В 1916 году Кришнамачарья отправляется в Тибет, где встречает своего учителя — Рамамохана Брахмачарьи и обучается у него почти 8 лет. Дешикачар пишет, что в Тибет Кришнамачарья отправился, чтобы «узнать все об индийских даршанах (философских системах)», а также, что Рамамохан «разъяснил ему «Йога-сутры»». И через пять лет после возвращения из Тибета Кришнамачарья начинает преподавать в Майсуре йогу — такую, какой мы ее знаем сегодня.
Зачем Кришнамачарья ездил в Тибет?
Сегодня слова «поехал учиться в Тибет» звучат вполне обыденно. Но не так было в начале XX столетия. В те времена Тибет представлял собой феодальное государство со средневековыми законами, изолированный и труднодоступный район с суровым климатом и крайне тяжелыми, особенно в зимнее время, условиями жизни. Иностранцев здесь не жаловали, путешественника могли убить просто за иноземное происхождение. Даже сегодня добраться до озера Манасаровар, где жил учитель Кришнамачарьи, непросто: путь в этот высокогорный регион даже на современных автомобилях и по неплохим дорогам занимает несколько дней. У Кришнамачарьи на это ушло два с половиной месяца и, по некоторым данным, чтобы осуществить это путешествие, понадобилось содействие высокопоставленного чиновника в Непале.
Немалые усилия, приложенные для этой поездки, говорят о том, что Кришнамачарья точно знал, зачем он туда едет и что он хочет найти. А то, что он находился в Тибете более 7 лет, говорит о том, что он нашел то, что хотел.
Но что можно было искать в Тибете? Уж точно не наставления в индуистских даршанах. Идея поехать из Индии в Тибет для изучения «Йога Сутр» и индийской философии выглядит более, чем странной. Примерно так же, как идея поехать из России в Индию для обучения русским народным танцам.
В Тибете можно искать только знания в области тибетского буддизма или тибетской же традиции бон.
Вероятно, именно за этими знаниями Кришнамачарья и отправился в такое далекое путешествие.
За семью печатями
На протяжении веков Тибет оставался закрытым регионом, о котором вообще мало что было известно, а уж о духовных практиках тем более, поскольку они держались в строжайшем секрете. Информация об этих практиках появилась только в конце XX века, когда некоторые тибетские учителя, эмигрировавшие из Тибета после присоединения его к Китаю, стали обучать им западных учеников. Благодаря этому мы знаем, что в тибетских духовных традициях — буддизме и бон — среди прочих традиционных практик используются также практики работы с телом — трулкор и цалунг. Наиболее известное в настоящее время направление трулкор — это практики, которым обучает Чогьял Намкай Норбу и которые называются Янтра-йога.
Янтра-йога
Сегодня о Янтра-йоге говорят, как об одном из направлений йоги. Но, может быть, это вовсе не «одно из направлений», а тот самый неизвестный источник всей современной йоги, вдохновивший Кришнамачарью? В пользу такого предположения говорят несколько фактов.
- Асаны — янтры — тибетской йоги идентичны тем, которые сегодня практикуются во всех йога-студиях.
- В Янтра-йоге можно найти все асаны, которым обучали ученики Кришнамачарьи: Айенгар, Пт. Джойс, Дешикачар.
- Для Янтра-йоги характерен динамический режим практики. Здесь важны не только положения тела, но и последовательности движений для входа в янтру и выхода из нее. Именно динамика была одной из особенностей йоги Кришнамачарьи и сохранилась у его ученика Паттабхи Джойса, а иногда встречалась и у Айенгара.
- Янтры удерживаются на 4 счета. Одной из особенностей йоги Кришнамачарьи является именно «счетный» формат практики — асаны выполнялись под счет.
- Связь движения и дыхания.
- Терапевтическая направленность и эффект практик.
- Привлечение женщин к практике асан. В индийских текстах по хатха-йоге не встречаются упоминания о том, что эти практики подходят женщинам, а вот в тибетских текстах указываются различия в выполнении асан-янтр мужчинами и женщинами. Кришнамачарья, как известно, обучал и женщин. Индра Деви — самый известный тому пример. А в «Йогарахасье» есть даже рекомендации для беременных.
То есть, все, что лежало в основе практик Кришнамачарьи, что он называл йогой, и чего нет в индийских традициях, могло быть почерпнуто им из йоги тибетской. Впоследствии количество практикуемых асан увеличилось за счет заимствования упражнений из индийских боевых искусств и европейской физкультуры. Конечно, вовсе не обязательно Кришнамачарья изучал именно Янтра-йогу, возможно, это были другие системы трулкор. Но другие системы нам не известны, а Янтра-йога дает возможность составить общее представление об этих практиках.
О чем умолчал Кришнамачарья?
Дешикачар пишет, что тибетский гуру «оказал огромное влияние на дальнейший жизненный путь своего ученика, поставив перед ним великую задачу распространения йоги». И еще: «многое из того, что воспринимается как уникальные достижения моего отца, было получено им от своего учителя».
Но почему же о тибетском периоде жизни Кришнамачарьи практически ничего не известно? Кто был его учитель? Мы не знаем ни его имени, ни того, в какой традиции он обучал. Дешикачар называет этого учителя Рамамохан Брахмачарья, но это никак не тибетское имя, и, если человек с таким именем действительно существовал, вряд ли это был тот самый учитель. Еще один вопрос: почему в перечне источников, использованных при написании «Йога Макаранда» Кришнамачарья не указывает ни одного тибетского текста? А также не упоминает и текст «Йога Курунта», на котором якобы была основана система Кришнамачарьи, которой он обучился у своего тибетского гуру?
Может быть, потому, что Кришнамачарья опасался, что неортодоксальное происхождение практик сослужит ему плохую службу? А может быть, не посчитал возможным обнародовать тайные знания, раскрыв лишь их малую толику?
Ведь, сам Кришнамачарья знал и умел намного больше того, чему учил.
Он в совершенстве владел своим телом, мог останавливать сердцебиение и демонстрировал прочие чудеса, да и прожил более 100 лет. Вряд ли он научился этому в ходе философских диспутов, которые вел в Индии. Более вероятно, что это результат именно его тибетского обучения. Однако же практик, которые позволили ему реализовать эти способности, он не обнародовал и никого из учеников этому не научил.
Вопрос происхождения современной йоги как преимущественно практики асан сегодня интересует многих исследователей. Периодически появляются статьи на эту тему, изданы несколько книг. Самая известная — «Тело йоги. Основы постуральной практики» М. Синглтона. В ней автор продвигает идею, что Кришнамачарья создал свою практику из упражнений, заимствованных из популярных в то время на Западе физкультурных комплексов. Однако, несмотря на кажущуюся убедительность доказательств, трудно поверить в такую версию. Происхождение йоги Кришнамачарьи от традиционных тибетских практик выглядит, на мой взгляд, более правдоподобно.