Лет девяносто пять тому назад, ув. друзья, один туземный чиновник французской колониальной администрации в юго-восточной Азии вышел в отставку и занялся любимым делом.
Это был хорошо образованный по местным меркам чиновник: помимо родного, он знал также французский и китайский и интересовался духовностью.
Его увлечением был модный в те годы спиритизм. Нам в принципе не понять, как складывается пазл массовой человеческой психики — однако факт остаётся фактом. В конце XIX века наложились друг на дружку сразу несколько сопутствующих явлений:
- Очередное салонное увлечение европейцев Тайнами Загадочного Востока, в особенности идеей реинкарнации;
- Изобретение в Америке домашней настольной игры "Доска Уиджа", позволяющей типа "гадать";
- Цепочка массовых войн и эпидемий, создавших у граждан в Европе и САСШ массовый запрос на общение с погибшими безвременно родными.
И вот уже создатель героического скептика Холмса торчит как дурак в тёмном помещении, общаясь с душами.
Но самая жесть началась, когда всё это проникло в качестве передовой европейской технологии обратно на тот самый Загадочный Восток, откуда оно, по словам адептов, брало свои древние знания.
Вьетнамский чиновник, с которого я начал рассказ, выйдя на пенсию, увлёкся столоверчением с азиатской серьёзностью. Он наобщался с великими духами так, что в конечном итоге вышел на самого главного, и тот, отрекомендовавшись ему Единым Божеством Всех Народов, повелел создать уже, наконец, окончательную и всеобщую религию.
Учение удалось. Спустя какие-нибудь полвека ехидный Грэм Грин в своём ехидном романе "Тихий американец" описывал новую религию так:
"Это изобретение местного чиновника, синтез трех религий и излюбленная тема моих рассказов новичкам. У них был папа и женщины-кардиналы, механический оракул и святой Виктор Гюго. Христос и Будда глядели вниз с крыши собора на восточную фантасмагорию в стиле Уолта Диснея, на пестрые изображения драконов и змей... Наемная армия в двадцать пять тысяч человек, вооруженная минометами, сделанными из выхлопных труб негодных автомобилей, которая при малейшей опасности заявляла о своем нейтралитете..."
"Фантасмагория в стиле Уолта Диснея" — не шутка. Храмы данной религии выглядят как типовая католическая базилика о двух колокольнях, закосившая под пагоду и под свадебный торт одновременно. По праздникам они ещё и подсвечиваются разноцветными лампочками.
Про святого Гюго — тоже не шутка. В интернете есть соответствующие иконы (основатель любил французский романтизм). Есть информация, которую мне, впрочем, не удалось верифицировать, что в сонм святых этой религии вошли также Л.Н. Толстой и В.И. Ленин. Говорят также, что сонм пополняется — так что, надеюсь, туда попали Брюс Ли и А.С. Макаренко.
А теперь главное. К этой религии принадлежат примерно пять миллионов наших современников. Рождаются, живут, испытывают экстаз и умирают в ней.
Живите теперь с этим.