Глубина: вторая випассана

Випассана по Гоенке (речь пойдет именно о ней) представляет собой десятидневный медитационный ретрит. Помимо ежедневной десятичасовой медитации он также сопровождается обетом молчания (включая отказ от чтения, любых мобильных устройств, книг), вегетарианской диетой и всех других практик. Кроме того, соблюдается разделение групп по половому признаку и ограничение территорий прогулки.

Отсидев вторую десяточку (см. отчет о первой) могу сказать, что ожидания оправдались: мне удалось погрузиться гораздо глубже (глубина, глубина, я не твой...), чем в первый раз.

Причин в том несколько:

  • Физическая и эмоциональная адаптация к ретриту во второй раз происходит гораздо быстрее. Сидеть довольно легко уже начиная со второго дня, а когда приходит время адиттханы (медитации с твердой решимостью во время которой нельзя менять позу) физически они переносятся уже практически безболезненно и их эффект не смазан неудобствами и болью.
  • Распорядок дня также привычен, к режиму питания я полностью адаптировался уже к третьему дню, к режиму сна практически сразу же (в этот раз не пропустил ни одной "заутренней"-медитации в 4.30).
  • В прошлом году была полностью проработана и завершилась "История А.", получены ключи и оставалось только найти под них замок.- В целом опыт медитации подобен езде на велосипеде — довольно быстро восстанавливается (хоть я очень мало медитировал после прошлогоднего ретрита).

 

Информационный детокс

Помимо медитаций, я очень много ходил — практически все свободное время. Прекрасный зимний лес, хотя и довольно маленькая его часть — создавали соответствующую атмосферу.

Вообще довольно удивительно, что большая часть студентов свободное время посвящало сну. Мне шести часов было более чем достаточно, с учетом медитации в остальное время и абсолютного отсутствия стрессов.

Я проходил от 14 до 30 тысяч шагов в день. Все-таки даже с учетом 10-12 часовых медитаций, когда у тебя нет необходимости заботиться о приготовлении пищи и дороге с работы / на работу — свободного времени остается предостаточно.

Эксперимент с записью качества сна с помощью браслета оказался безуспешным. Во-первых из одиннадцати ночей были записаны только семь (оказывается Honor Band 2 в автономном режиме хранит информацию только неделю). Но главное, что качество записи было ужасным — утренние медитации считались частью ночного сна, остальные считались дневным сном. Ну и какого-то увеличения количества глубокого сна ночью тоже не наблюдалось. Теория, что обычно у меня его мало из-за дневных стрессов не подтвердилась. Видимо десятидневное "переключение" не способно никак повлиять на "среднее состояние".

Еще в нулевой день, сдав телефон и оказавшись наедине с собой я почувствовал как внутренний диалог обычного состояния сознания переполнен информационным интернет-мусором. То, что я много лет не слушаю радио и не имею телевизора не помогает. Внешняя тишина позволила обратить внимание на этот шум. Самое поразительное, что оказывается я сильно цеплялся не только к статьям, новостям, фотографиям из ленты соц. сетей — но даже к мелькнувшим на секунду на экране заголовкам (то, что не перешел по ссылке не считается!).

Первые три дня это довольно сильно отвлекало от медитации и было основным содержанием внутреннего диалога во время прогулок.

 

В поисках четвертого

В последующие дни внутренний диалог обрел устойчивую форму. Гуляя по кругу я лишь наблюдал, не пытаясь с ним бороться. Впрочем, простого волевого усилия было достаточно, чтобы переключать его в одно из трех устойчивых положений: мечтаний сексуального характера, дом/ремонт, работа.

И это все. Нужно признать, что наблюдателя это весьма разочаровывало. И я все-таки не понимал себя. Если все, что мне нужно это секс, обустройство дома и работа — то что я здесь делаю??? Какова была мотивация приезжать сюда уже второй раз? Заниматься другими практиками дома?

Эти мои три личности были на поверхности. Их желания были понятны, примитивны и в целом реализованы множество раз (к сожалению реализация желания не приводит к его мгновенному угасанию, как подавление — к росту его силы).

Но кто этот четвертый? Кто на десять дней вынудил меня превратиться в монаха, ради желаний которого я терпел все эти ограничения. Он гнал меня на еще и еще один круг. На подъем в 4.00. На еще и еще одну медитацию.

В гениальном "Чапаеве и Пустоте", Пелевин занимался теми же поисками. И он указал путь, которым я попробовал воспользоваться. Найти этого четвертого, конечно, невозможно. Ведь именно он становится тем, кто думает о сексе, доме, работе. И он становится "искателем четвертого", когда я устремляюсь к духовным целям. "Искателем" — но не самим четвертым. Трансцендентность "истинного я" выходит далеко за рамки слов.

Несколько раз мне хотелось уехать. Не потому, что было тяжело переносить практики — в этот раз это было легко. И не из-за несогласия с Гоенкой в некоторых аспектах Дхаммы.

К пятому дню накопилось столько энергии, что очень хотелось куда-то ее применить. Что-то сделать. Иногда я прямо таки строил пошаговые планы касающиеся ремонта, будущего секса, того, что я скажу и что мы сделаем с ребятами на работе. Часть из этого, кстати я реализовал уже в самые первые дни после випассаны. Было несколько хороших идей, но ничего гениального.

Жажда же деятельности была удивительным чувством, которое редко испытываешь в обычной жизни. Еще одна ловушка ума — чтобы не быть собой. Подменять себя тем, что ты делаешь. А это уже обычное повседневное дело.

Очень сложно стать этим четвертым — потому что для этого не нужно никем становиться.

Даже тем, кто хочет стать этим четвертым.

Осознание этого — главный урок випассаны-2019 для меня.

 

Партизан



Ссылка на статью: https://медитация.рф/7593

Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии.

 
© 2005-2020, «Лаборатория Просветления» Back To Top

Телеграм Телеграм ВКонтакте Yandex.Zen Твиттер Живой Журнал/Livejournal Facebook Tumblr Instagram