Демоническое воззрение чёрного растворения

Когда новичок впервые распознаёт пробуждённое состояние ригпа, для него это большое событие, так как он долго ждал и предвкушал его. Ведь оно такое важное, такое драгоценное. Поэтому, конечно, он пытается изо всех сил поддерживать и удерживать его: «Оно не должно ускользнуть. Оно такое особенное, я должен его удержать любой ценой!» В результате такого чересчур старательного отношения, нежелания выпустить это состояние, он напрягается, и раскрепощённость исчезает. Поэтому хорошенько запомните наставление: будьте расслабленными и раскрепощёнными.

...В этом месте обычно появляется много вопросов: является ли практика шаматхи состоянием отвлечения? Считается ли отвлечением визуализация в стадии развития? Является ли отвлечением чтение мантр? А как насчёт развития любящей доброты? Если отвечать в соответствии с положениями учения Дзогчен, то ответ будет положительным: да, это состояния отвлечения. Но здесь следует добавить, что эти состояния, особенно переживание любящей доброты, являются первоклассными, качественными отвлечениями. Однако большинство людей не отвлекаются таким благородным образом, даже при сильном желании. Разве не правда, что большинству людей довольно сложно быть добрыми и любящими? Не легче добиться и очень чёткой визуализации в стадии развития тантры. Про однонаправленное сосредоточение в шаматхе легче рассуждать, чем его достичь, не так ли? Поэтому время от времени вполне уместно желать: «Да достигну я такого отвлечения!»

Порой люди ошибаются именно в этом месте и теряют интерес к культивации любых двойственных состояний, таких как любящая доброта, однонаправленная шаматха или стадия развития. Безусловно, это ошибка. Время от времени мы должны развивать эти состояния.

Проблема появляется тогда, когда человек брезгует практиками с двойственной перспективой, услышав, что только недвойственное состояние ригпа является тем, что нам необходимо. Можно ошибочно думать, что развитие сострадания и благородных качеств — это практика низшего уровня, которой не стоит уделять внимания. К сожалению, любовь, доброта и сострадание, которые должны спонтанно присутствовать в пробуждённом состоянии, ещё не проявились. Такой человек пребывает в сухом, отсутствующем состоянии, где ничего особого не происходит. Фиксируя ум на необусловленном, но при этом отвергая благородные качества, вы создаёте себе препятствия.

В этом виде практики действительно есть такое препятствие, которое практикующие создают своими руками. Это препятствие называется «демоническим воззрением чёрного растворения»; это воззрение, которое отрицает и добро, и зло. Можно назвать его «благословением Мары» по причине того, что оно уводит вас с верного пути. Заинтересованность в развитии хороших качеств отсутствует, потому что такая практика «слишком концептуальна». И коль скоро естественным образом такие качества всё-таки не возникают, то ничего и не происходит. Это большое препятствие, а также одна из причин, почему учения Дзогчен держатся в тайне. Не то чтобы учения были неправильными — с ними-то как раз всё в порядке, если их практиковать надлежащим образом; опасность кроется в том, что практикующий может неправильно понять процесс практики.

В самом начале практики некоторые могут неправильно понять, что такое ригпа. Да, это состояние просторное и открытое, но это не просто просторное эго, которое раскрыто вовне. При таком неправильном понимании эго не исчезнет, а просто станет внешне просторным: «Там так много пространства. Я так открыт. Я широко распахнут». А потом этот практикующий так и остаётся опустошённым и застывшим. Вновь и вновь он пытается удержать это открытое, опустошённое и застывшее состояние, которое точно не является ригпа. Если бы оно на самом деле было ригпа, из него естественным образом появились бы качества сострадания и преданности. Те, кто истинно практикует ригпа, искренне же ценят и своего гуру, и линию передачи учений. Истинные практикующие понимают тщетность сансарных целей; в их умах возникает подлинное отречение. Но если состояние практикующего не является ригпа, таким качествам не развиться.

Такая неправильная интерпретация ригпа сопровождается особой психологической проблемой, возникающей в качестве побочного эффекта. Как правило, она появляется в тот момент, когда практикующему предоставляется возможность сделать что-то полезное или благородное. Запутавшийся в Великом Совершенстве йогин говорит себе: «Мне не нужно этим заниматься, потому что это двойственно». Если он вынужден принимать участие в двойственной практике, он чувствует себя виноватым, как будто предал своё ничем не заполненное и просторное эго. Это вовсе не освобождено на этом этапе, потому что у такого человека нет осознавания его пустой сущности. У него развивается ложное ощущение пустоты, которое входит в привычку и становится проблемой, потому что он застревает в нём. Он просто не хочет накапливать никакой заслуги, потому что воображает, что этим самым предаст учения Великого Совершенства. Развитие такого практикующего останавливается.

Такое искажение потенциально является огромным препятствием. Если оно появляется, практикующему нужно молиться своему учителю, получить дополнительные наставления, а затем погрузиться в концептуальные практики милосердия, тренироваться в сострадании и прочем, чтобы усовершенствовать накопления. Ему нужно оставить своё «состояние ригпа», за которое он так серьёзно держался, и сказать: «Это неважно для меня; я буду следовать по пути. Очевидно, что где-то я свернул не туда; теперь я могу двигаться дальше».

...По этому поводу Нагарджуна сказал: «Тот, кто считает вещи реальными, туп, как корова, но тот, кто считает, что их не существует вовсе, ещё тупее». Мы можем делать добрые дела, считая: «Это реально; всё это существует на самом деле». Такое отношение не так уж и плохо, потому что от него может быть хоть какая-то польза и сохраняется возможность постижения иллюзорной природы всех вещей. С другой стороны, фиксация на нигилистическом воззрении — «всё нереально» — трудно поддаётся лечению средствами учений Дхармы, потому что такой человек уже решил, что нет ничего реального, и отрицает всё без исключения. Для него очень трудно переключиться, чтобы вновь признать некую степень реальности феноменов. Гораздо легче сменить веру в реальность вещей на веру в их нереальность, чем наоборот.

...Нигилистическое отношение в некоторых случаях может выглядеть как подлинная духовность. Это звучит так: «Мне нужно только главное, самая суть учения. Не нужна мне вся эта культурная и религиозная мишура; это не для меня. Когда я взволнован, мне хочется быть спокойным.

Спокойствие необходимо, я понимаю, и оно мне нужно. Вместо того чтобы быть эгоистичным, я должен быть добрее, потому что это помогает, и я чувствую себя лучше, так что мне нужно и это. А все остальные сложные вещи мне не предлагайте!» С традиционной буддийской точки зрения, такое отношение ущербно. Человек сослужит себе плохую службу, думая таким образом. Он уменьшает свою заслугу и делает себя несчастным без причины. Мне кажется, что необходимо знать о таком виде заблуждения.

 

Цокньи Ринпоче из сборника «Сущность Дзогчен. Как превратить заблуждение в мудрость»



Ссылка на статью: https://медитация.рф/8098

Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии.

 
© 2005-2020, «Лаборатория Просветления» Back To Top

Телеграм Телеграм ВКонтакте Yandex.Zen Твиттер Живой Журнал/Livejournal Facebook Tumblr Instagram