В начале несколько слов о понятиях о которых пойдёт речь ниже.
Стыд и Совесть прямо противоположные вещи с точки зрения физиологии человека (и русские люди знали об этом, поэтому есть поговорка: ни стыда ни совести). Стыд — это коктейль из эмоции человека, а эмоции — это выброс в кровь гормонов по сигналу центральной нервной системы, как реакция на внешние обстоятельства или воспоминания об этих обстоятельствах (адреналина — страх, норадреналина — злость, дофамина — удовольствие, серотонина — счастья, кортизола и так далее, для каждого случая — свой «коктейль», в том числе и «коктейль» для стыда). Поэтому, когда человек испытывает эмоции стыда — он краснеет, потеет, у него учащается сердцебиение (тогда говорят «сгореть со стыда»).
Совесть же — это, во-первых, способность предотвратить этот выброс гормонов. Тогда человек чувствует тяжесть в груди в зависимости от количества сдерживаемых гормонов. То есть, мозг, оценив ситуацию, посылает сигнал к органам выработки гормонов, чтобы они выработали определённое количество гормонов и чем сильнее сигнал, чем больше гормонов хочет получить мозг, тем труднее этот сигнал сдержать, тем большую тяжесть испытывает человек в груди — она варьируется от лёгкой тяжести (говорят камень на сердце) до ощущения как будто на грудь взвалили бетонную плиту.
Но, главное, Совесть нужна не только, чтобы удержать выработку гормонов, но и для того, чтобы понизить так называемый «эмоциональный фон», то есть, количество гормонов постоянно находящихся в крови человека. И вот при этом понижении, когда мозг наоборот хочет увеличить их количество, человек чувствует в груди уже не просто тяжесть, а острую боль, как будто его грудь пронзили мечом. Чем сильнее не прав человек тем ниже понижается этот уровень. И выдержать это очень трудно, но оно того стоит. Когда человеку начинает казаться, что умереть — это очень простой способ избежать этой боли, это лишь половина пути, если пройти путь до конца, то сознание человека полностью меняется, такое ощущение, что оно выворачивается наизнанку и взгляд на мир, окружающих людей и события, происходящие вокруг, становится совершенно иным. Объяснить не прошедшему этот путь разницу на словах трудно, но лучше всего здесь подходит слово «глубже».
С помощью чего происходит это удержание — понятия не имею, но подозреваю, что в Библии это называется «Святой Дух» (а также мышцей господней). А то, сколько может выдержать человек — и есть его Сила Духа, а чем больше его Сила Духа — тем больше его Совесть, то есть, тем в более сложных ситуациях он способен осознать свою неправоту и тем более объективен его взгляд на окружающий мир. Осознать, что ты не прав, когда не сдержавшись нагрубил соседу, гораздо легче, чем осознать, что весь твой мир, выстроенный за всю свою жизнь — ложь и обман. А именно последнее и означает — прийти к Истине, поскольку Истина — это то, что остаётся у человека после того, как он осознает всю свою неправоту. А правда и ложь — это лишь то, во что человек верит, что это является правдой, а это ложью.
В общих чертах со вступлением всё. Теперь, что касается Библии и, в том числе, Нового Завета.
Началось всё с Адама и Евы. После яблока Адаму с Евой стало стыдно за то, что они нагие. Но им не стало мучительно больно в груди за то, что они ослушались: Адам всё свалил на Еву, Ева — на змея и никто не осознал своей вины, не взял на себя ответственность за свои действия. А это говорит об отсутствии Совести. Когда человек, не руководствуясь Совестью, начинает одно называть «Злом», а другое — «Добром», это всегда ведёт к пропасти. Для этого их и «изгнали из рая», чтобы человек обрёл её. Точнее, человек сам потерял рай, когда начал делить всё на добро и зло, не имея для этого достаточно Совести.
И Иисус стал воплощением Совести. 2000 лет назад у евреев не было такого понятия и соответствующего слова. А как рассказать людям о том, чего не видно и слова для этого ещё не придумали? Если материальный объект, например, стол, можно показать и сказать: «Это стол», то как объяснить, что такое Совесть? Поступками и притчами разве что. Поэтому слова «кто верует в меня», «не верует в меня» означают тех, кто верит в Совесть и тех, кто не верит. А не то что верит кто-то, что был такой Иисус, не верит, воскрес-не воскрес — это вообще не важно.
Совесть — царь царей и господь господствующих, так как они над законом, и кто кроме совести может их остановить? Иисус сказал: «Не нарушить пришёл я, но исполнить». У человека есть две причины исполнять закон: страх наказания за нарушение (эмоции) и страх совести — той боли в груди, которой он расплатится в случае нарушения. Для тех, кто над законом, только совесть может остановить, страха наказания у них нет. Совесть — это Бог живых, мёртвые совести не имеют, а Иисус и говорил, что его Бог — Бог живых.
Проблема в том, что количество совести разное в каждом человеке от рождения и вот как её увеличить и для чего это надо, он и объяснил притчами.
Например, притча о талантах (мера веса и монета такая была). При понимании под талантами чего угодно, кроме Совести, она становится несправедливой из-за фразы: имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. Только Совесть делает эту притчу справедливой — если имеющему совесть дать ещё столько же (даётся это через: кого я люблю — того обличаю и наказываю), а у того, кто зарыл свой талант — забыл про совесть, — отобрать его и разделить мир на две части по наличию и отсутствию совести, то там, где она есть будет «Царствие Небесное», а там где нет — «скрежет зубов». Потому как сейчас бессовестные люди (для которых нет ни единой ситуации, в которой бы они осознали свою неправоту, поэтому допускают любые поступки) живут хорошо только за счёт имеющих совесть, а если их собрать всех в одно место, отделив от имеющих совесть, они сами себе ад устроят. Совесть — это единственная вещь в мире, которую люди считают ценностью и при этом считают, что им самим достаточно, а вот окружающим можно бы ещё добавить (потому как подсознательно знают, сколько неудобств и боли может доставить эта ценность). Если бы люди к Совести относились так, как сейчас к деньгам относятся, то мы жили бы в обществе, которое можно было бы назвать «Царствие Небесное». У нас, кстати, есть поговорка: «Совести ни на грош». Думаю, она как раз сродни этой притче.
То есть, для Иисуса его Бог — это Совесть и он является воплощением Совести:
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?
Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя;
Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
И это очень жестокий Господин для тех, кто познал боль, причиняемую этим Господином. А возлюбить этого Бога всем сердцем — это значит, изменив сознание, поняв для чего всё это надо и насколько это меняет человека, научиться терпеть эту боль, если доведётся (кстати боль от совести как раз рядом с сердцем, хотя, возможно и не имеет к нему отношения, просто в груди сходятся нервные окончания к солнечному сплетению — скорее всего дело в них). Те же, кто бегает от этой боли (кто согласно притче зарывает свой талант в землю или заворачивает в платок) — лукавый и ленивый раб.