Согласно теории М. Кляйн психика в бессознательной фантазии функционирует по закону возмездия, закону талиона: «Око за око, зуб за зуб». М. Кляйн (1932) писала: «агрессия порождает тревогу, а тревога усиливает агрессию». Страх провоцирует ненависть к тому (тем), кто этот страх вызвал, а ненависть в свою очередь провоцирует дальнейший рост страха возмездия. Возникает параноидный порочный круг.
Одной из защит от острого и куммулятивного воздействия психической травмы является расщепление. М. Кляйн назвала механизм посредством которого части личности отщепляются и проецируются во внешние объекты — проективной идентификацией.
Согласно У. Биону проективная идентификация это своеобразная, примитивная форма коммуникации; индивидуум как бы помещает не усвоенные части своего опыта и внутреннего мира в объект (как правило в другого человека). На этого человека оказывается давление, чтобы он почувствовал и пережил эти чувства и повел себя в соответствии с отщепленной частью. Отщепленные части личности помещаются в других индивидов. Причем разные аспекты "Я" с разными целями помещаются в различные типы людей. В одном случае, в одних индивидуумов эвакуируется преимущественно негативные, мстительные, деструктивные аспекты "Я" (зависть, ненависть, преследование, психическая боль, отчаяние, алчность, жадность, страх расплаты) с целью избавления, отделения этих частей или для контроля над другими людьми.
В иных случаях в объекты эвакуируются в основном положительные части личности связанные с позитивом, надеждой, сохранением, любовью, творчеством, состраданием и т.д. Иногда эти последние аспекты проецируются в социального работника с которым установлен хороший контакт и к которому есть доверие. Эвакуация осуществляется с целью сохранения в безопасности этих качеств (как в сейф) для защиты этих аспектов личности от деструктивных нападений плохого внутреннего объекта и обесценивания.
Результат использования проективной идентификации прагматичен — это обретение душевного равновесия "покупаемого" посредством обеднения собственной личности. Именно по причине расщепления и массированного использования проективной идентификации многие клиенты социальных работников выглядят похожими друг на друга и/или опустошенными. Однако эта пустота во многих случаях мнимая, так как индивидуальнось клиентов отщеплена и размещена в других людях. Индивидуальность таких людей, то что делает их уникальными, отличными от других, как бы находится в другом месте.
Специалисту помогающих профессий врачу, психологу или социальному работнику следует обращать внимание на свои чувства и ощущения возникающие в контакте с тем или иным своим клиентом. Вследствие своих особенностей такие люди производят очень сильное воздействие на тех, кто им пытается им помочь.
Согласно кляйнианскому подходу причина этого в том, что эти клиенты бессознательно используют врача, психолога или социального работника в качестве "контейнера", куда они помещают тревоги и те отщепленные части себя.
Вопросы которые специалист может задавать себе звучат так:
- Минуточку, это мои чувства или это чувства моего клиента?
- Соответствует ли интенсивность переживаемых мною чувств стимулу их вызвавшему?
- Не "возникает ли у меня ощущение, что я стал совершенно особой персоной в совершенно особой эмоциональной ситуации?"
- Какие чувства помещает в меня клиент?
- Какие желания возникают у меня в связи с общении с этим клиентом?
- Какая фантазия возникает у меня когда я думаю, воспоминаю от этом клиенте и его ситуации?
- Какие части личности клиент помещает в меня?
- Какие чувства клиент хочет чтобы я пережил вместе с ним?
- Какие чувства клиент хочет чтобы я пережил вместо (за) него?
Подобная постановка вопроса позволяет специалисту сохранять более реалистичный взгляд на мир, даёт возможность адекватно реагировать на запросы клиента, избегать чрезмерного эмоционального включения и как следствие неизбежного истощения, ощущения "захваченности" или клаустрофобии.