Частично благодаря тому, что фармацевтические компании [в США] успешно рекламируют препараты напрямую потребителям [а не врачам], распространено мнение о том, что депрессия и смежные расстройства вызваны "химическим дисбалансом" нейромедиаторов, таких как серотонин и норадреналин (норэпинефрин). Это как будто бы очевидный факт. (France et al., 2007; Deacon and Baird, 2009).
Это словосочетание встречается даже в академической литературе. Например, один автор пишет, что основополагающей концепцией для описания психических заболеваний является "биофизическая модель, в основе которой лежит предположение о химическом дисбалансе" (Wheeler, 2011, p. 151). Тем не менее, доводы в пользу модели химического дисбаланса в лучшем случае сомнительны (Lacasse and Leo, 2005; Leo and Lacasse, 2008). Один выдающийся психиатр даже называет это представление городской легендой (Pies, 2011). Не существует "оптимального" уровня нейромедиаторов в мозге, поэтому неясно, что можно было бы считать "дисбалансом". Нет и свидетельств существования оптимального соотношения различных нейромедиаторов.
Да, ингибиторы обратного захвата серотонина, такие как флуоксетин (Прозак) и серталин (Золофт) помогают ослабить симптомы тяжелой депресcии, но есть свидетельства, что по крайней мере один препарат повышающий обратный захват серотонина, тианептин (Stablon), так же эффективен при депрессии (Akiki, 2014). С помощью простой модели химического дисбаланса нельзя объяснить, почему два класса препаратов с противоположным влиянием на уровень серотонина сравнительно эффективны.
Перевод из публикации «Пятьдесят психологических и психиатрических терминов, которые лучше не использовать: список неточных, неверно употреблямых, сбивающих с толку, двусмысленных и логически ошибочных слов и выражений»