Человек такое существо, которое по определению не способно жить в моменте «здесь и сейчас». Это плата за сложность нашего мозга. Мы можем быть ненадолго «здесь и сейчас» и «в настоящим моменте», например, в результате особых усилий (практик) или спонтанно под влиянием момента. Для здорового человека невозможно жить в «здесь и сейчас».
Согласно исследованию, проведенному в Университете Питтсбурга, искомый идеал «жить моментом» может оказаться невозможным. Исследование выявляет область мозга, ответственную за использование прошлых решений и результатов для определения поведения в будущем.
В исследовании анализируются сигналы, связанные с метапознанием (метакогницией), которое является способностью человека управлять и контролировать познанием — термин, описанный исследователями как «мышление о мышлении».
«Мозг должен следить за решениями и результатами, которые они производят», — сказал Марк Соммер, доктор философии, который проводил исследования в качестве преподавателя факультета неврологии Питтсбургского университета и сейчас работает на факультете в университете Дьюка. «Нам нужна эта непрерывность мысли. Мы постоянно помним о решениях, пока движемся по жизни, думая о других вещах».
Соммер сказал, что исследователи «предположили, что это аналогично рабочей памяти», что привело их к предсказанию, что нейрональные корреляты метапознания (метакогнитивного восприятия) находятся в тех же самых областях мозга, которые ответственны за познание, включая лобную кору — часть мозга, связанную с выражением личности, принятием решений и социальным поведением.
Исследовательская группа изучала одиночные нейроны в трех лобных областях коры головного мозга: лобное поле глаза, связанное с зрительным вниманием и движениями глаз; дорсолатеральная префронтальная кора, отвечающая за планирование, организацию и регулирование моторики; и дополнительное поле глаза (supplementary eye field, SEF), которое участвует в планировании и контроле саккадических движений глаза, являющихся чрезвычайно быстрыми движениями, которые позволяют глазу постоянно перефокусироваться на объекте.
Участников исследования попросили выполнить визуальную задачу принятия решения, которая включала случайные проблесковые огни и доминирующий свет на картонном квадрате. Их попросили вспомнить и указать, где появился доминирующий свет, угадав, были ли они правы. Исследователи обнаружили, что, хотя нейронная активность коррелирует с решениями и догадками во всех трех областях мозга, метакогнитивная активность, связывающая решения со предположениями (угадыванием), находится исключительно в SEF.
«SEF — это сложная область, связанная с мотивационными аспектами поведения», — сказал Соммер. «Если мы думаем, что получим что-то хорошее, активность нейронов в SEF будет высокой. Люди хотят хороших вещей в жизни, и чтобы продолжать получать эти хорошие вещи, они должны сравнивать то, что происходит сейчас, с решениями, принятыми в прошлом».
Соммер сказал, что он рассматривает свои исследования как один из шагов в систематическом процессе работы над улучшением понимания сознания. По его словам, изучая метапознание, он сводит большую проблему изучения «мышления» к более простому компоненту: изучению влияния одного когнитивного (познавательного) процесса на другой.
«Почему наши мысли не независимы друг от друга? Почему бы нам просто не жить в данный момент? Для здорового человека невозможно жить моментом. Это приятно сказать с точки зрения захвата дня и наслаждения жизнью, но наша внутренняя жизнь и опыт намного богаче этого».
Ученый сказал, что пациенты с психическими расстройствами не были протестированы на этих задачах, но добавил, что ему интересно посмотреть, какие нарушения в SEF и других областях мозга могут быть у таких людей.
«При шизофрении и болезни Альцгеймера происходит разрушение мыслительного процесса», — сказал он. «Оно постоянно нарушается, и, несмотря на попытки поддержать мысль, человек очень легко отвлекается. Пациенты с этими расстройствами испытывают трудности с сохранением памяти о прошлых решениях, чтобы направлять дальнейшее поведение, что указывает проблему с метакогницией».
Исследование было опубликовано в журнале Neuron 9 августа 2012 года.
Перевод «Why We Can’t Live in the Moment»