Про наследуемость интеллекта. Вообще понятие «наследуемость» про то, насколько вариативность какой-то черты в популяции зависит от вариативности в генах. То есть это про огромные кучи людей и про то, почему все эти люди такие разные. Поэтому не очень верно говорить, что чей-то IQ наполовину от мамы с папой, а на другую половину от каких-то неясных, таинственных источников (от чтения Деррида в старших классах). Правильнее говорить: среди моих друзей есть люди с самыми разными интеллектуальными способностями – и это во многом обусловлены нашими генетическими различиями.
Если вы дадите тесты на интеллект паре сотен генетически идентичных людей, но с разными судьбами, то разброс результатов будет существенно меньше, чем если бы это были люди с разными генотипами и разными жизненными путями. Где-то на 50-70% меньше – это примерное значение наследуемости интеллекта. Хотя, как ни странно, это значение меняется с возрастом: чем старше, тем выше.
На картинке – сходство в показателях интеллекта, экстраверсии, нейротизма между близнецами и двойняшками. И чем ближе цифра к единице, тем ближе показатели друг другу – то есть близнецы не только похожи внешне, но и чаще всего показывают близкие результаты в тестах IQ и схожие поведенческие тенденции.
Однояйцевые близнецы генетически идентичны, они – чудесные природные клоны. Двойняшки же ака разнояйцевые близнецы обладают разными, хоть и очень похожими генотипами. И двойняшки сильнее отличаются друг от друга в большинстве поведенческих черт, что намекает на то, что гены вносят большой вклад в вариативность всех этих черт.
На этой картинке те же показатели, но уже у других групп: близнецы, которые выросли вместе; близнецы, которые выросли порознь; усыновлённые дети.
Такие сравнения делают, чтобы понять какой вклад внесла среда, а какой гены в разнообразие признака. По этим результатам видно, что даже близнецы, которые росли в разных семьях, то есть их условия взросления, хоть и не радикально, но отличались, – эти дети все равно показывают высокую степень сходства в когнитивных способностях и поведении.
И наоборот, усыновлённые дети, среда которых была очень похожа, не показывают значимых сходств или показывают слабые корреляции.
А здесь общие моменты генетики поведенческих черт.
Highly polygenic значит, что за наследование интеллекта отвечает чертова уйма генов. И на самом деле нет никаких генов, посвященных IQ, но есть много генов, как построить мозг из того, что под руками, ну а уровень IQ – один из продуктов этого процесса. Как именно взаимодействие между генами и между генами и средой весь этот сопровождает, пока неясно.
Ну и стандартное противостояние «гены vs воспитание/среда» уже неактуально, как минимум потому что есть третий фактор (шум, случайность, чертов хаос), а ещё существуют сложные и очень запутанные взаимоотношения между генами и средой.
Все из этой лекции о генетике поведенческих особенностей: