Сопротивление [при психологическом консультировании клиентов имеющих проблемы с алкоголем или наркотиками] проявляется в четырех процессах.
Первый из них — спор. Заключается в том, что клиент может выглядеть враждебным и предоставлять аргументы, которые ставят под сомнение точность заявлений консультанта, преуменьшая его авторитет или полномочия.
Следующий процесс — перебивание. Проявляется в оборонительной манере клиента, когда он перебивает консультанта или затыкает ему рот. Перебивание имеет преднамеренный характер и отличается от типичного стиля общения клиента.
Третий процесс — отрицание. Проявляется в том, что клиент отказывается признать существование проблемы или принять на себя ответственность за нее. Такой клиент обычно использует оправдание или обвинение в качестве защиты или не соглашается с потенциальными решениями или предложениями. Такой клиент может полагать, что его поведение не подвергает его риску каких-либо потенциально негативных последствий, или не признает собственной проблемы с употреблением психоактивных веществ, поэтому будет отвергать все последствия такого рода.
Клиент может показаться не готовым к совместной работе или излишне негативно настроенным, и консультант может испытать контрперенос в форме негатива, беспомощности или гнева по отношению к такому клиенту.
Четвертый процесс — игнорирование. Клиент может использовать эту форму сопротивления, когда он не принимает активного участия в разговоре о помощи. Клиент может не обращать внимания, не участвовать в разговоре или не отвечать на вопросы консультанта. Клиент также может активно пытаться изменить направление терапевтического разговора на более безопасную тему, более подходящую для него, но не связанную с текущим разговором.
Miller, W. R., & Rollnick, S. (2012). Motivational interviewing: Helping people change. New York, NY: Guilford Press.