Автор парадоксальной теории изменений — Арнольд Бейссер, американский психиатр и гештальт-терапевт (годы жизни: 1925-1991).
В жизни Бейссера было грустное событие, которое, как я думаю, тоже отчасти повлияло на формирование его теории. До 25 лет он был здоровым, красивым, спортивным мужчиной, но потом он заболел полиомиелитом и его парализовало от шеи до ног. Казалось бы — всё, жизнь закончилась. Но не тут то было.
Пройдя через этапы депрессии и отчаяния, Арнольд Бейссер задал себе вопрос: "Я парализован. Это факт. С этим ничего нельзя поделать. Но, если я осознаю и принимаю этот факт, то может быть есть что-то, что я всё-таки могу делать? Даже будучи парализованным?"
Арнольду Бейссеру удалось стать психиатром, удалось поработать в клинике и удалось создать семью с хорошей заботливой женщиной. Он также написал книгу "Жизнь без крыльев" и написал статью, в которой и сформулировал те идеи, которые мы сегодня называем Парадоксальной теорией изменений.
Так что же это за теория?
В свой статье Арнольд Бейссер указывает, что зачатки этой теории встречаются уже у Фредерика Перлза, это известный гештальт-терапевт, автор книг и, собственно, основатель гештальт-терапии. Однако Перлз эту теорию не формулировал как таковую, а Бейссер сформулировал.
И она звучит так: "Изменение происходит не в результате принудительных попыток индивида измениться или другого лица изменить его, оно происходит в том случае, если индивид затрачивает время и усилия на то, чтобы быть тем, кто он есть на самом деле – т.е. быть полностью вовлеченным в свое текущее положение. Отказываясь от роли агента по изменениям, мы делаем так, что значимое изменение может произойти".
Говоря простыми словами: человек меняется тогда, когда он перестаёт себя менять. Отказ от попытки себя изменить создаёт хорошую почву для того, чтобы человек изменился. Звучит парадоксально? Звучит парадоксально. Вот вам и парадоксальная теория изменений.
Против чего выступает Бейссер?
Он выступает против того, чтобы человек ломал себя и менял себя силой воли. Он против того, чтобы человек отвергал какие-то свои части и хотел их побороть. Он говорил, что, если мы будем истошно пытаться себя менять, во что бы то ни стало, то мы не изменимся. Потому что в нас уже изначально есть внутренний конфликт: у нас уже есть те стороны, которые мы принимаем в себе, и у нас есть стороны, которые мы отвергаем и от которых мы хотим избавиться. Этот конфликт УЖЕ внутри нас, он УЖЕ нас мучает. И если мы будем отвергать какие-то свои стороны ещё больше, то мы только усилим этот конфликт, мы только усилим это разделение себя на части, разделение себя на плохого и хорошего. А суть психического здоровья в чём? В том, чтобы быть цельным. И нельзя быть цельным, если какие-то части себя мы отвергаем.
Когда человек с таким конфликтом приходит в терапию, от него можно будет услышать такие слова как: "Мне не нравится моя жизнь, я должен стать более успешным, более смелым и коммуникабельным."
И тогда терапевт может задать такому клиенту два вопроса:
- Каким ты должен стать я понимаю, а какой ты сейчас? В данный момент времени. Какой ты?
- И второй вопрос: что ты сейчас по этому поводу чувствуешь?
И вот через это чувствование себя в данный конкретный момент времени человек и может приблизиться к пониманию того, какой он, какой он сейчас, кто он есть? И когда фокус внимания направляется на то, какой ты есть прямо сейчас, то неожиданно внутренний конфликт человека затихает, напряжение спадает, появляется ощущение большей целостности и появляется уважение и сострадание к себе. И получается, что человек изменился.
Я бы сказала, что парадоксальная теория изменений — она про смирение, про принятие себя и про сочувствие и внимательность к самому себе. Она не про то, чтобы изменять себя, она про то, чтобы узнавать себя. Узнавать себя как можно лучше.
Janina Breidaka