Бессознательное: как получить озарение

Многие люди считают, что озарение — иначе инсайт, — это такое мистическое откровение, доступное лишь немногим великим ученым и религиозным деятелям.

Предостерегу: придерживаясь такой позиции, вы лишаете себя прекрасного эффективного инструмента мышления. Он попросту будет лежать-пылиться в вашем «багаже» неиспользованный. Тогда как судьбоносные задачи — такие, например, как расширение бизнеса, построение карьеры, поиск любимого дела или спутника жизни — могут и должны быть «решены» именно с помощью широкого использования бессознательных механизмов. В том числе того, которому посвящен наш сегодняшний пост.

Давайте сначала слегка пройдемся по термину, дабы снизить путаницу. Итак, у озарения, иначе называемого инсайтом и даже вдохновением, есть несколько значений. В психологическом смысле под термином часто понимают яркие воспоминания давно забытых важных, зачастую травмирующих событий. Такие инсайты случаются обычно в процессе терапии и ведут к переосмыслению своей личности и жизненного опыта, к эйфорическому разрешению длящегося годами внутреннего противоречия.

В психоаналитическом смысле инсайт наступает, когда некие бессознательные структуры внезапно осознаются. Он также может быть разделен на эмоциональный и умственный.

Однако здесь я буду считать инсайтом понятие, наиболее схожее с введенным В. Келером, гештальт-психологом, после серии экспериментов над человекообразными обезьянами (The Mentality of Apes, 1925).

К этому понятию пришлось прийти, так как в некоторых случаях поведение обезьян не могло быть объяснено ассоциацией, вспоминанием или привычным действием. Келер заметил, что обезьяна какое-то время безрезультатно билась над решением проблемы, затем отходила для некоего «безделья» — рассматривала потолок, качала ногой. После чего возвращалась к сложной задаче и моментально находила решение!

Исследователь использовал инсайт — «непосредственное знание» — как термин из соприкосновения нескольких полей: мотивационного, эмоционального и интеллектуального, настаивая, что не добавляет сюда никакого мистического смысла. Он также категорически утверждал, что решение сложной задачи посредством инсайта не может быть отнесено только на счет последнего. В этом сложном процессе задействовано множество других механизмов, среди которых инсайт играет свою небольшую роль.

Ученый заявлял, что нет ничего естественнее в обыденном опыте, чем инсайт или непосредственная детерминация (причинно-следственная связь). Это ясное чувство, что нечто вызывает у тебя определенные эмоции или что твои действия связаны с твоими желаниями — ощущение гармоничности и единства твоего психического мира. В психологических играх я обычно называю это чувство «внутренним компасом». Например, осознание, не требующее объяснений и не вызывающее сомнений, что именно веселый фильм вызывает у тебя радостное настроение, или что именно слова близкого являются причиной гнева.

Точно такую природу имеет спонтанное осознавание. В момент своего возникновения оно кажется настолько простым и очевидным, что часто вызывает недоумение, почему раньше ты этого не заметил.

Современное определение инсайта близко к келеровскому и звучит как бессознательное решение поставленной ранее задачи.

Само бессознательное можно по объему представить себе как темную комнату, набитую всякой всячиной разной степени осмысленности и ценности: идеями, домыслами, впечатлениями, чужим опытом, мысленными экспериментами и прочим. Сознание же — как луч света, блуждающий по этому «складу». В какие-то углы луч не заглядывает вовсе, в каких-то бывает чаще. Это сравнение дает представление об объеме информации, которыми оперируют данные условные две части психики. Поэтому именно бессознательное часто способно решить жизненную задачу гораздо быстрее и легче, имея такой удивительный доступ ко всему нашему опыту и знаниям. Разумеется, тут есть нюансы в качестве этого опыта и другие, но пока отложим их в сторону. С другой стороны, бессознательное не способно самостоятельно поставить себе задачу, оно действует на основе рефлексов и инстинктов, а также ранее заложенных туда сознанием «программ», поэтому должно направляться на каком-то этапе осознанно.

Есть и более узкий взгляд с точки зрения логического поля: например, Макс Вертгеймер («Продуктивное мышление», 1986) связывал инсайт именно с переструктурированием проблемы. Он утверждал, что только целостное, интегративное видение, понимание самой сути противоречия способно дать верное решение любой задачи. А такое видение возникает благодаря инсайту.

Итак, долгожданная «инструкция» к получению озарения, подтвержденная и в опытах Келера, Эразма Вацуро («Исследование высшей нервной деятельности антропоидов») и других выглядит так:

  1. Определить задачу. Поискать ее решение сознательным путем, «побиться над ней» хорошенько, загрузив в бессознательное полезную информацию и опыт. Причем негативный тоже будет иметь большую ценность.
  2. Отвлечься и отключиться от задачи, максимально снизив физическую активность (это в опытах способствовало более скорому решению проблемы).
  3. Вернуться к задаче, не стараясь ее решить, а лишь прикинув варианты. И тут — эврика! — возможно ваше бессознательное как чудесные квантовый компьютер выдаст долгожданное нетривиальное и точное решение. Самое прекрасное, что оно направит именно на то решение, которое нужно лично вам — если вы, например, ставили не математическую, а какую-то жизненную задачу, выбор.

Вся терапия плотно работает с бессознательными процессами и порой целыми пачками, если позволите так выразиться, выносит их на свет сознания. Очищается темная комната, уходят страхи и гнетущие чувства, наступает подлинная гармония со всем своим внутренним миром.

Собственно, по этой «инструкции» были сделаны многие научные открытия и созданы произведения искусства во многих областях и в разные эпохи. Та же таблица Менделеева, закон тяготения, идея о кругах кровообращения, стетоскоп, сила Архимеда, единство пространство-времени, электромагнитное взаимодействие и огромное количество других. Во всех этих случаях «творец» проходил три основных периода: постановка задачи, долгое, иногда десятилетиями, корпение над ней, затем отдых и — внезапное озарение.

«Когда французский биолог Ш. Николь, открывший пути передачи сыпного тифа, заявил однажды, что озарение обязано только игре случая, Ж. Адамар совершенно резонно прокомментировал: если бы не предварительная работа, идущая нередко годами, то не было бы и открытий.

Говорят, что француз А. Ампер создал свою теорию, потратив на это две недели и всю сознательную жизнь. Два десятилетия понадобилось Амперу, чтобы затем в один миг (под влиянием опытов датского исследователя X. Эрстеда) все понять и в течение буквально двух недель разработать теорию электродинамики». (А.К.Сухотин «Парадоксы науки», 1980).

 

Валенцова Кристина



Ссылка на статью: https://медитация.рф/9973

Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии.

 
© 2005-2020, «Лаборатория Просветления» Back To Top

Телеграм Телеграм ВКонтакте Yandex.Zen Твиттер Живой Журнал/Livejournal Facebook Tumblr Instagram