Родительские послания (предписания) — это жизненные установки, которые ребенок принимает от родителей в раннем детстве.
Если это деструктивная установка — то потом она будет мешать ему жить и быть счастливым.
Можно выделить 12 главных родительских посланий (по Гулдингам, «Психотерапия нового решения»):
- «Не делай!» Прокрастинация и перфекционизм
- «Не будь (не живи)!» Быть или не быть — вот в чем вопрос
- «Не сближайся!» Но одиночество прекрасней...
- «Не будь значимым!» Когда ж ты повзрослеешь?
- «Не будь ребенком!» Я никто и звать меня никак
- «Не взрослей!» Вечное дитя
- «Не добейся успеха!» Таити? Нас и здесь неплохо кормят
- «Не будь собой!» Я не Я
- «Не будь здоровым!» Я лежу, болею, Сам себя жалею. Повздыхаю на спине, Снова на бок лягу...
- «Не будь нормальным!» Самое странное эссе
- «Не принадлежи!» Посторонняя белая ворона
- «Не будь счастливым!» Счастье под запретом
Три дополнительных:
Этот список может быть дополнен, в разных источниках разные классификации. В этом цикле эссе мы подробно поговорим о каждом из этих основных посланий, и о дополнительных тоже.
Родитель передает эти послания неосознанно.
Вряд ли можно представить родителя, говорящего ребенку «не будь здоровым», или «не живи». Как правило, эти установки передаются невербально — т.е. не произносятся вслух. И сам родитель не осознает, что он их передал.
В транзактном анализе считается, что послание передается от эго-состояния «Ребенок» матери/отца (или человека их заменяющего) к эго-состоянию «Ребенок» соответственно их ребенка.
Например:
- Мать испытывает страх, тревогу, хочет всё контролировать... и ребенок получает послание «не делай»
- Мать не хотела этого ребенка, и ребенок получает послание «не будь, не живи».
- Мать заботится о ребенке, когда он болеет, а когда ребенок здоров — почти не уделяет ему внимания (например потому что сильно занята) — и ребенок получает послание «не будь здоровым».
Каким образом эти послания в принципе передаются:
Через действия или бездействие родителей, через их мимику, через интонации голоса, а иногда и через истории, которые они рассказывают:
- На что родители обращают внимание
- Что игнорируют
- За что поощряют ребенка
- За что наказывают
- В каких случаях уделяют ребенку внимание и заботятся
- Какие эмоции и чувства испытывают и демонстрируют ребенку
- Что рассказывают ребенку об обстоятельствах его появления на свет (есть такой термин «миф о рождении»)
Миф о рождении:
Это семейная история, каким образом ребенок появился на свет.
Например, если мать говорит «Я не хотела чтобы ты рождался, собиралась сделать аборт, но не получилось».
Ребенок в этом случае получит послание «не живи».
Эта история тоже звучит дико, и может быть непонятно, зачем родители такое рассказывают. Однако, практически во всех тех случаях, когда я работала с посланием «не живи» у клиентов, родственники зачем-то сообщали ребенку о том, что его не хотели.
Т.е. ребенок изначально получил это послание невербально в раннем возрасте — через поведение и эмоции родителей, а потом еще послание укрепили таким рассказом.
В каком возрасте передаются эти послания
Как правило до 3х лет закладывается основа, а до 7-ми лет еще больше укрепляется.
Есть ли у ребенка выбор, брать эти установки или не брать?
И да, и нет. Это очень дискуссионный вопрос
С одной стороны, разные дети из одних и тех же событий могут сделать разные выводы. С другой стороны, ребенок растет в этой среде, и деться от этих посланий ему особенно некуда, потому что они являются элементом среды, вся жизнь ими пропитана.
Маленький ребенок принимает решение, согласиться с этим посланием, воспринять его. Конечно, это звучит странно, как 2-3 летний маленький человек может принимать такое решение. На практике это означает, что ребенок внутренне соглашается что он такой, и мир так устроен.
Например:
- «обо мне заботятся и меня любят когда я болею» — это и будет послание «не будь здоровым».
- «я здесь никому не нужен, они не хотят чтобы я здесь был» — это послание «не будь, не живи».
Сколько из таких посланий может быть у человека
По опыту своей работы знаю, что у одного человека может быть больше половины этого списка.
Есть казалось бы взаимоисключающие послания, «не взрослей» и «не будь ребенком». Однако и они могут быть оба, просто в разных контекстах. И в рабочих вопросах человек может вести себя согласно посланию «не будь ребенком», а в личных — согласно посланию «не взрослей».
Как узнать какие есть установки у вас:
- Посмотреть на список, прочитать последующие эссе, где я буду говорить подробно о каждом послании и описывать симптомы — и определить, что из описанного похоже на вас.
- Есть специальные диагностические тесты, которые позволяют с помощью специальных вопросов определить, какие послания действуют и проявляют себя.
- В трансе: вы находитесь в трансе, а терапевт вам зачитывает послания. Вы слушаете себя, какое из посланий больше или меньше отзовется. Этот способ иногда приносит неожиданные результаты.
Например, у меня в практике было, что клиентка посмотрела на список и никак не отреагировала на послание «не будь, не живи». Сказала, что «у меня этого точно нет». А когда мы сделали диагностику в трансе, то именно это послание ей очень отозвалось, до слёз.
Так бывает, человек думает, что какой-то установки у него нет.
А на самом деле она есть, просто срабатывает психическая защита и человек читает и «не понимает», что это о нем.
А в трансе эта установка, отзывается очень мощно, и по телесным ощущениям и по эмоциям.
Можно ли эти установки поменять?
Да, можно. Как говорила моя преподаватель по транзактному анализу, «у взрослой личности всегда есть выбор».
И путь здесь такой:
- Осознать, что это послание у вас есть
- Понять, от кого и каким образом вы его получили
- Принять новое решение, не брать это послание (это как правило делается в терапии, с помощью специальных техник)
- Сформировать новое послание для себя, которое будет помогать вам
- Закрепить новое послание, чтобы именно оно для вас работало и на уровне сознания, и на уровне подсознания
Практически в любом из направлений психотерапии есть методики, которые позволяют изменить эти послания. Я сама применяю для этого интегративный подход: Транзактный анализ, психосинтез, и эриксоновский гипноз.
В следующих эссе мы подробно поговорим о каждом из этих посланий. Я расскажу, каким образом они могут быть заложены, каким образом проявляются у человека во взрослой жизни, и на что влияют.
Вероника Крайнова, психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт
Приложение
Протокол для проработки «Родительские послания». В дальнейшем в него будут вноситься ещё дополнения.
Для тех, у кого возник вопрос, что делать, мы обычно предлагаем просто проработать. По любой понравившейся методике. Наши методики:
Техники проработки психотравм (а также, полярностей и дуальностей)
Живорад Славинский. Техники для проработки проблем
Психотехники для проработки проблем. Дайджест дайджестов
Сборник вопросов–ответов по проработкам в виде темы на форуме.
Ещё статья: Родительские программы: возможно ли их изменить?