За стенами ашрамов

Сенкевич А., отрывок из "За стенами ашрамов" (1980-е года)

Но за крепостными стенами этой религиозной обители находился большой, полный тревог, надежд и трагедий мир. Вот почему во время моего короткого пребывания в кришнаитской обители мне невольно пришли на ум мысли, которые я не высказал, боясь обидеть радушных хозяев. В самом деле, думал я, что же сегодня привлекает к гуру людей, в том числе с Запада? Потребность в ком-то, про кого можно думать, что ты ему нужен? Страх одиночества? Человеческая слабость? Есть кто-то, имеющий право указывать гуру на злоупотребления, если они будут? А если существуют злоупотребления, то какой же это «богочеловек»?

На многие из этих вопросов дала ответ история Раджниша Чандра Мохана, родившегося 11 декабря 1931 года в семье состоятельного торговца одеждой в местечке Кучвала, расположенного в сорока милях от города Гадарвара, в нынешнем штате Мадхъя Прадеш.

Раджниш никогда не был кришнаитом. То, что он проповедует, находится в резком антагонизме с кришнаитскими максимами. Но он представляет также тех гуру, в деятельности которых парадоксально сочетаются индусская религиозность и калифорнийский прагматизм. С конца 60-х годов в Индию в поисках эзотерических тайн приезжают тысячи молодых людей из стран Запада. Этому паломничеству в немалой степени способствует буржуазная массовая культура, постоянными сюжетами которой всегда были сверхъестественные явления, оккультизм и магия. Но никогда прежде индусы не использовали интерес иностранцев к своей традиционной культуре в меркантильных целях. Ни деньги, ни соблазн неограниченной власти не затрагивали чувств традиционных гуру, окружённых несколькими учениками и равнодушных к мирским радостям.

Однако бум, который индийская писательница Гита Мехта назвала «Карма-кола» [словосочетание индусского понятия «карма» и кока-колы] и «быстрорастворимая нирвана», привёл к радикальным переменам. На поверхности социальной жизни появились гуру, которые ни своим обликом, ни поведением, ни образом жизни не были похожи на традиционных. Удачливые менеджеры, основатели транснациональных корпораций по медитации и йоге, они охотно поставляли индийскую экзотику в буржуазную массовую культуру, с поразительной ловкостью превратив в дорогостоящий товар свои знания и умение психотерапевтов. Установка «всё на продажу!» объединила и тех гуру, которые распространяют кришнаизм на Западе, и тех, которые делают деньги на тантризме, и тех, что возводят в абсолют эротологию индийского средневековья. На книжном рынке капиталистических стран появились тысячи «исследований» о йоге, тантре, трансцендентальной медитации. Одной из могущественных фирм по изготовлению этих новых образцов массовой культуры и был до недавнего времени «Раджниш траст фаундейшн».

16 ноября 1985 года, улетая из Дели в Бомбей, я увидел в аэропорту небывалое скопление народа: мужчин, женщин, детей. Многие были в балахонах шафранового цвета, а на шеях у них висели крупные бусы и цепочки с медальонами, заключавшими в себе портрет бородатого человека с гипнотическим взглядом. Эта толпа, как выяснилось, ждала чуть ли не с ночи, невзирая на холод, своего кумира — бхагвана Раджниша — «божественного Раджниша». Раджниш после четырёхлетнего отсутствия возвращался на родину из США.

Биография Раджниша, основателя «секты сексуальной свободы», до определённого момента складывалась по весьма привычной схеме: колледж, университет, аспирантура, работа в популярной газете «Навбхарат», затем преподавание в колледже. Единственное, что выделяло Раджниша в то время, — феноменальный и постоянный успех у молодых женщин, чем он не преминул воспользоваться. Но быть заурядным альфонсом не входило в намерения Раджниша, ему рисовались более радужные перспективы. Он всерьёз занялся изучением гипноза и риторики, эти средства воздействия на людей пригодились ему в публичных многочасовых выступлениях. Его лекции напоминали концерты поп-певцов, с той лишь разницей, что Раджниш доводил слушателей до экстаза одной навязчивой «мелодией», одним-единственным тезисом: греха, как такового, не существует. «Мелодия» была тонко и умело аранжирована — для этого Раджниш использовал и знания, полученные в университете, и свой богатый житейский опыт, и сарказм, который он обрушивал на все религии мира и на представлявших их духовных пастырей. Его собственная религиозная доктрина представляла собой проповедь вседозволенности. Впрочем, то, что предложил Раджниш, особой оригинальностью не отличалось. Краеугольным камнем его учения явилась идея пути к «суперсознанию» через секс.

Французский еженедельник «Пуэн» пишет: «Принцип Раджниша заключался в том, что он представлял себя равным Христу, Моисею, Будде, Магомету, которые изображались им как собратья, творившие добро, но заслуживающие, однако, суровой критики, ибо все они умалчивали о важнейшем аспекте жизни — о половом инстинкте».

Долгое время Раджниш проповедовал в индийском городе Пуне, там находился его ашрам, который богатством резко выделялся среди всех других религиозных обителей. В этом ашраме Раджниш стал, по существу, абсолютным диктатором. Он был обожествлён, при его появлении, которое обставлялось с большой пышностью, все присутствующие опускались на колени. «Я должен вас убить, — говорил Раджниш своим последователям, — чтобы вы возродились. Пуна это не демократия, и я требую от каждого из вас полного подчинения моим приказам».

Для того чтобы подавить волю человека, Раджниш обрушивал на своих слушателей и читателей [он написал и наговорил несколько сот книг] лавину слов. Его демагогией оказались захвачены бывшие участники террористических групп в ФРГ и Италии, студенты английских университетов Кембриджа и Оксфорда, бывшие священники, экзальтированные молодые женщины, подпольные изготовители наркотиков. Среди последователей Раджниша была и часть представителей индийской и западной молодёжи, которые ещё вчера верили, что голос общественности может заставить молчать пушки, которые ещё вчера принимали участие в маршах мира.

Продукция фирмы Раджниша — магнитофонные кассеты, видеофильмы и книги, была рассчитана прежде всего на интеллигенцию, на тех людей, которые бросили вызов буржуазному обществу. Главная же его цель — превратить этих вчерашних бунтарей в послушных рабов, в живых мертвецов.

Чистая прибыль от продукции массовой культуры составляла шесть миллионов долларов в год. К тому же значительный доход приносили бесплатно работающие по десять часов в сутки в течение шести дней в неделю послушники ашрама, рядовые последователи Раджниша. Вообще ашрам в Пуне и другие центры финансовой империи Раджниша в разных странах мира являлись, по сути, промышленными предприятиями, на которых трудились тысячи молодых рабов и которыми руководила группа дельцов. Во главе управления стояла индианка Ма Ананд Шила, она же Шила Амбалал Пател, верховная жрица, сподвижница и одна из возлюбленных секс-гуру.

Деятельность Раджниша и его последователей в Индии оскорбляла чувства верующих индийцев, вызывала вражду и ненависть к ашраму и находящемуся во главе его «живому богу».

22 мая 1980 года во время утренней проповеди Раджниша в него из толпы бросил нож молодой индус. «Божественный гуру» не был задет, но после этого случая он усилил охрану, стал проявлять большую осторожность во время выступлений. В нём, неуравновешенном по натуре человеке, развивалась мания преследования. Он стал избегать частого появления на людях, ограничив своё общение узким кругом доверенных лиц. 10 апреля 1981 года было объявлено об обете молчания, который дал Раджниш. А в ночь на 1 июня 1981 года Раджниш в сопровождении функционеров организации тайно выехал из Пуны в Бомбей, а оттуда отбыл в Соединённые Штаты. Ходили упорные слухи, что таинственный отъезд Раджниша был вызван необходимостью лечиться в США от астмы. Но, так или иначе, ашрам в Пуне после отъезда его верховного вождя прекратил своё существование.

Раджниш относится к разряду так называемых «джет-гуру» [«реактивных гуру»] — владельцев реактивных самолётов, взлётно-посадочных полос, «мерседесов» и т. п. Сам он отдаёт предпочтение «роллс-ройсам», в его распоряжении в особняке на ферме в американском штате Орегон находился бассейн с подогревом воды, примыкающий непосредственно к его спальне и обошедшийся ему в 200 тысяч долларов. Но это уже в прошлом. Великолепные апартаменты остались в штате Орегон. В ноябре 1985 года их владелец в наручниках был выслан из США по обвинению в нарушении иммиграционных законов и в неуплате налогов. Отделавшись штрафом в 400 тысяч долларов, Раджниш снова оказался на родине. Но Индия без всякого энтузиазма встретила блудного сына.

Разоблачения Раджниша исходили от его ближайшего окружения: от Ма Ананд Шилы, непосредственной помощницы во всех его делах, а также от нескольких других женщин, функционеров организации. Они обвиняли его в патологической жадности, корыстолюбии, в непомерных тратах на личные нужды. Соответственно, и Раджниш не остался в долгу. Он обвинил своих разоблачительниц в том, что они создали внутри общины, якобы помимо его воли, отряды коммандос и «гестапо», камеру пыток и неоднократно пытались его убить, а в конце концов похитили из кассы общины 55 миллионов долларов и скрылись в неизвестном направлении. Раджниш, который в восхвалении немецких нацистов доходил до экзальтации, называя Гитлера «святым человеком», вдруг заговорил о том, что община усилиями его ближайших сподвижниц постепенно превращалась в экстремистскую организацию. Международной общественности стало известно об оснащённости общины не только современным автоматическим оружием, но и военными вертолётами.

Ма Ананд Шила была обнаружена и арестована в ФРГ. «Семейный» скандал обнажил скрытые от посторонних глаз стороны деятельности руководителей секты сексуальной свободы.

Утверждение божественности Раджниша до недавнего времени занимало центральное место во взгляде его последователей. Они навязывали их другим людям с пылкостью и фанатическим рвением, выражая подобным образом как свою преданность духовному пастырю, так и постоянную готовность действовать по его приказу. Ради своих корыстолюбивых целей Раджниш и подобные ему «гуру-прагматики» эмоционально воздействуют на молодёжь, подверженную мистическим, оккультно-теософским настроениям. Тысячи молодых людей, лишённые веры в завтрашний день, воспринимают ашрамы таких гуру как единственное пристанище.

Эти гуру понимают, что чем меньше смысла в провозглашаемой ими догме, тем большие массы промежуточных, маргинальных слоёв она сможет привести в движение. Общие черты социального облика подобных гуру определились чётко. Это создание их раздутого культа, пропаганда свершаемых ими «чудес», главное из которых — мнимое «воскрешение» из мёртвых, помпезность их личной жизни. «Божественные гуру» призваны воплощать могущественные силы, создать у верующих в них впечатление, что только они избавят их от всех бед и несчастий. Все эти новые социальные роли «учителей жизни» не так уж и новы.

Демагогия, призванная сбить с толку растерявшихся и разуверившихся в буржуазных идеалах людей; шумные многотысячные торжества, в результате которых вербуются новые последователи; ненависть к социализму [одна из книг Раджниша называется «Берегитесь социализма»], подмена реальных социально-классовых конфликтов и противоречий мнимыми; претензия на нравственное превосходство над теми, кто не входит в сообщество, — все эти приёмы и уловки, направленные на ослепление народа, печально известны со времени гитлеровских нацистов.

История с Раджнишем свидетельствует о том, что современный империализм чрезвычайно находчив в выборе своих апологетов. И те из них, которые на каком-то этапе своей деятельности утрачивают способность увлекать за собой массы или становятся, как основатель секты сексуальной свободы, крайне одиозными, теряют поддержку своих хозяев. На их месте немедленно появляются другие манипуляторы сознанием людей, другие, более способные, послушные, понятливые и удачливые постановщики «шоу», постоянно разыгрываемых буржуазной массовой культурой.

 



Ссылка на статью: https://медитация.рф/4178

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.