Ошо, Бхагван Раджниш и потерянная правда

Обнаруженная личным опытом Кристофера Колдера

 

«Медитацию нельзя превращать в бизнес», Ачарья Раджниш, 1971 г.

 

Когда я впервые встретил Ачарью Раджниша в его бомбейской квартире в декабре 1970 года, ему было только 39 лет. У него была длинная борода и большие тёмные глаза. И выглядел он, словно оживший портрет Лао Цзы. До встречи с Раджнишем я был знаком с несколькими восточными гуру, но не был удовлетворён их учениями. Я искал просветлённого гида, который мог бы перекинуть мостик между Востоком и Западом и оживить настоящие эзотерические секреты, без владения которыми я считал себя просто сундуком, напичканным индийской, тибетской и японской культурой. Раджниш был ответом на мой поиск этих глубоких значений. Он описал мне в живых деталях всё, что я хотел знать о внутренних мирах, и он обладал силой огромного существования, чтобы подтвердить свои слова. Мне был 21 год, у меня были весьма наивные представления о жизни и природе человека, и я считал, что всё, что он говорил, должно быть правдой.

Раджниш говорил на высоком уровне интеллекта. Его духовное присутствие изливалось из его тела как мягкий свет, который лечил все раны. Когда я сидел рядом с ним, во время наших небольших собраний, Раджниш увлекал меня на быстрое вертикальное внутреннее путешествие, которое, казалось, почти выталкивало меня из физического тела. Его присутствие вдохновляло каждого, не требуя никаких усилий. Дни, которые я провёл в его бомбейской квартире, были днями, словно проведёнными на небесах. У него было всё, и он всё отдавал задаром.

У Раждниша были потрясающие телепатические способности и астральная проекция, которые он благородно использовал, чтобы привнести комфорт и вдохновение своим ученикам. Многие ложные гуру заявляли, что у них есть такие же мистические способности. Но Раджниш действительно обладал ими. Ачарья никогда не хвастался о своих способностях. Тот, кто становился ему близок, вскоре узнавал о них через прямой контакт с чудесами. Одно или два потрясающих оккультных путешествий — это всё, что нужно было для превращения сомневающегося западного скептицизма в благоговейное поклонение и преданность.

Годом раньше я встретил другого просветлённого учителя, известного миру как Джидду Кришнамурти. Кришнамурти едва мог прочитать связную лекцию, но он постоянно бранил свою аудиторию, склоняя на все лады мелкие низкопробные умишки слушателей. Мне нравилась его откровенность. Его слова были правильными. Но его тонкая сварливая натура скорее была помехой в передаче знаний другим.

Слушать Кришнамурти — было всё равно, что есть сэндвич, сделанный из хлеба и песка. Я получал большое удовлетворение от этих лекций, если мог полностью игнорировать слова, лишь тихо впитывая его присутствие. Эта техника давала мне возможность стать настолько расширившимся после лекции, что я с трудом мог говорить даже спустя несколько часов. Кришнамурти, будучи полностью просветлённым и уникально привлекательным, был отмечен в истории как учитель с очень слабыми способностями вербальной коммуникации. И, в противоположность высокоодарённому ораторскими способностями Раджнишу, Кришнамурти никогда не совершал никаких преступлений. Никогда он не претендовал на то, чтобы быть больше того, чем он являлся, и никогда он не использовал других разумных существ для своих целей.

Жизнь комплексна, в ней есть много слоёв, и мои наивные иллюзии о феномене совершенного просветления развеялись с годами. Мне стало ясно, что просветлённые люди так же подвержены ошибкам, как и остальные, обычные люди. Они являются расширенными человеческими существами, но при этом несовершенны. И они живут и дышат с теми же ошибками и слабостями, какие мы, обычные люди, должны анализировать и устранять.

Скептики спрашивают, как я могу заявлять, что Раджниш был просветлён, если вспомнить все его скандалы и ужасный общественный имидж. Я могу сказать только, что духовное присутствие Раджниша было столь же сильным, как и духовное присутствие Кришнамурти, который был признан просветлённым высокими Тибетскими ламами, являясь ожившей сагой Хинду сегодняшних дней. Я симпатизирую скептикам, потому что, если бы я не знал Раджниша лично, то и я никогда бы не поверил этому.

Раджниш продвигал пакет просветления и в позитивном, и в негативном направлениях. Он был лучшим из лучших и худшим из худших одновременно. Он был высоким учителем в ранние годы, владея необычными инновационными техниками медитаций, которые работали с огромной силой. Раджниш поднял тысячи искателей на более высокий уровень сознания. Он детализировал восточные религии и медитационные техники с лучезарной ясностью.

Когда же бывший университетский профессор Ачарья Раджниш внезапно сменил своё имя на Бхагван Шри Раджниш, я был испуган. Знаменитый просветлённый мудрец Рамана Махарши получил имя Бхагван от своих учеников в спонтанном порыве любви. Раджниш же просто объявил, что каждый должен отныне называть его Бхагваном — титулом, который может означать всё, что угодно, начиная от божественного и заканчивая Богом. Раджниш раздражался, когда я вежливо исправлял после лекций его неправильное произношение английских слов. Поэтому я чувствовал, что не могу сказать ему о том, что думаю об этом новом имени, о том, что оно было несоответствующим и нечестным. Эта смена имени явилась переломным моментом для уровня раджнишевской честности и была первой ложью из множества лжи, последовавшей за этим.

«Одно неверное движение, одна большая ошибка».

Раджниш жил словно в башне из слоновой кости, покидая свою комнату только для того, чтобы прочитать лекцию. Его жизненный опыт покоился на восхищённых поклонниках. Как большинство человеческих существ, с которыми обращаются как с королями, Раджниш потерял контакт с миром обычного человека. В своём искусственном и изолированном существовании Раджниш совершил одну фундаментальную ошибку в суждении, которое разрушит позднее его учение.

«Ты сказал им правду, но то, что я говорю им (эту полезную ложь) правильнее для них». Бхагаван Шри Раджниш 1975.

Раджниш посчитал, что большинство населения Земли находится на таком низком уровне осознанности, что они не смогут ни понять, ни перенести настоящую правду. И тогда он выработал политику распространения полезной лжи для того, чтобы приносить вдохновение своим ученикам, и, от случая к случаю, потрясать их уникальными ситуациями, специально созданными для их персонального роста. Это было его путём вниз и первой причиной, почему он будет назван многими историками ещё одним ложным гуру. Каким он, без сомнения, не являлся.

Ачарья, Бхагван Шри, Ошо…-все эти властные имена, принятые Раджнишем, не могли скрыть тот факт, что он был всё ещё человеческим существом. У него были амбиции и желания, сексуальные и материальные, как и у любого другого. Все живущие просветлённые люди имеют желания, все просветлённые люди имеют общественную жизнь, о которой мы знаем, но у них были и личные жизни, которые оставались в секрете. Но подавляющее большинство просветлённых людей делают миру только добро. И лишь Раджниш, насколько я знаю, стал преступником и в юридическом, и в этическом смысле этого слова.

Раджниш никогда не терял последнюю предельную правду Существования или бытия. Он лишь потерял обычную концепцию правды, которую любой нормальный взрослый человек мог легко понимать. Он даже рационализировал свою постоянную ложь как «тантру левой руки». И это также было нечестным. Раджниш лгал, чтобы спасти лицо, чтобы избежать принятия личной ответственности за свои собственные ошибки, чтобы обрести как можно больше личной власти. Эта ложь не имела ничего общего ни с тантрой, ни с другими неэгоистичными актами доброты. В этом мире факт является реальностью. А Раджниш искажал факты ежедневно. Раджниш не был обычным жуликом, как многие другие. Раджниш знал всё, что знал Будда, и он был всем, чем являлся Будда. Это была лишь его потеря уважения к обычной правде. Именно это разрушило его учение.

Здоровье Раджниша начало ухудшаться, едва ему перевалило за тридцать. Ещё до того, как он достиг среднего возраста, у Раджниша периодически случались приступы слабости. В юные годы, проведённые им в колледже, когда он должен был быть на пике физической силы, Раджнишу часто приходилось спать по 12-14 часов в день из-за своих необъяснимых заболеваний. Раджниш страдал тем, что европейцы называют миалгическим энцефаломиелитом (МЕ), а американцы называют синдромом хронической усталости (CFS). Классические симптомы этого заболевания проявляются в очевидной усталости, странных аллергиях, часто повторяющихся невысоких подъёмах температуры, фотофобии, в ортостатической непереносимости (невозможности стоять в течение нормального периода времени) и в сверхчувствительности к запахам и химическим веществам. Доктора теперь называют это «множественной химической чувствительностью». Подобной непереносимостью запахов страдают люди с посттравматическим синдромом и другими неврологическими болезнями.

Известная химическая чувствительность Раджниша была столь сильной, что он дал инструкции охранникам обнюхивать людей в поисках неприятных запахов до того, как им разрешали посещение его штаб-квартиры. Слабое здоровье Раджниша и странные симптомы были продуктом реального неврологического ущерба, а не некоей эзотерической суперчувствительностью, вызванной просветлением. У Раджниша также был диабет, астма и сильные боли в спине.

Раджниш постоянно болел и чувствовал слабость, начиная с того времени, когда я впервые встретился с ним в 1970 году, и до своей смерти в 1990 году. Он не мог долго стоять на ногах, страдая головокружением вследствие вреда, нанесённого его автономной нервной системе, контролировавшей кровяное давление. Низкий порог напряжения, связанный с невралгией, и низкое кровяное давление вызывали хроническую усталость, гипоксию мозга и могли понизить индекс IQ из-за недостатка кислорода, которым снабжался мозг. Он находил у себя простуду или ещё что-либо почти еженедельно. На самом же деле, он страдал лишь от одной хронической болезни с симптомами простуды, длившейся десятки лет.

В последние годы Раджниш использовал лекарства, выписываемые строго по рецепту. В основном, это был валиум (диазепам), используемый и как анальгетик, и как средство борьбы с дисфункциональными расстройствами автономной нервной системы. Он принимал максимально рекомендуемые дозы: 60 миллиграммов в день. Он также вдыхал нитроксид (N2O) в смеси с чистым кислородом (О2), который помогал при его астме и гипоксии мозга, но был бесполезен для того, чтобы изменить качество его суждений. Наивно ожидая сверхчуда от приёма западных лекарств и чрезмерно доверяя своей собственной способности бороться с потенциально негативными эффектами, Раджниш сдался привыканию. Вскоре последовали его падения и унижения.

Раджниш был человеком физически больным, который, к тому же, стал ментально коррумпированным. Его зависимость от лекарств была той проблемой, которую он сам себе создал, но не последствием государственного заговора. Раджниш умер в 1990 году, и официальной причиной смерти была сердечная недостаточность. Возможно, что физический упадок Раджниша, который усилился во время заключений в американские тюрьмы, был следствием комбинации побочных последствий от приёма валиума и усилением его синдрома хронической усталости при встрече с большим количеством аллергенов.

В американских средствах массовой информации встречались спекуляции, связанные с фактом того, что якобы Ошо совершил самоубийство, приняв большое количество лекарств. Поскольку никто не признался в том, что ввёл Ошо внутримышечно смертельную дозу, то не было никаких твёрдых доказательств, поддерживающих эту теорию самоубийства. Однако вот какой сценарий мог бы быть абсолютно неотразимым: суицид, спровоцированный постоянной болезнью Раджниша и его горем от потери Вивек, его величайшей любви. Вивек приняла смертельную дозу снотворного в бомбейском отеле за месяц до ухода Ошо. Примечателен тот факт, что Вивек решила убить себя прямо накануне дня рождения Ошо. Сам Бхагван Шри Раджниш пытался покончить с собой в Орегонской коммуне несколько раз: тем самым, держа своих учеников в постоянном напряжении, он требовал от них послушания и исполнения всех его желаний. В последний свой день на Земле Ошо, говорят, сказал: «Дайте мне уйти. Моё тело стало адом для меня».

Слух, что Ошо отравили таллием оперативники американского правительства, — это фикция, противоречащая фактам, которые нельзя отрицать. Один из очевидных симптомов отравления таллием — это сильное облысение в течение семи дней после отравления. Ошо умер, имея огромную бороду, без особенных признаков облысения, несоответствующих его возрасту. Те симптомы, что доктора Ошо стали подозревать как следствие отравления таллием, были на самом деле характерны для синдрома хронической усталости. Эти симптомы включают в себя атаксию (нескоординированность движений), онемение, тахикардию (учащённое сердцебиение) во время стояния на ногах, парестезию, ощущения покалывания, головокружение, синдром раздражения кишечника, проявляющийся в чередовании диареи и запоров.

Правда, были другие доказанные факты отравлений, связанные с Ошо. Но они были осуществлены его саньясинами. Саньясин — это инициированный ученик, тот, кто принял саньясу. Жертвами стали абсолютно невинные люди в ресторане Орегона: два комиссионера из графства Васко, члены штата Раждниша, которые были отравлены Ма Ананд Шилой, личным секретарём Раждниша. У Шилы была привычка отравлять людей, которые или знали слишком много, или просто теряли её благосклонность. Шила провела два с половиной года в федеральной тюрьме за свои преступления. В то время как Раджниш признал себя виновным лишь за нарушение миграционного законодательства и, получив 10 лет условно, а также штраф в 400 тысяч долларов, был депортирован из США.

Раджниш решил, что этика его учению была не нужна, поскольку медитация автоматически приводила к «хорошему поведению». Но дела Раджниша и его учеников доказывают, что эта теория неверна. Ошо учил: вы можете делать всё, что вам нравится, поскольку жизнь — это мечта и шутка. Такая позиция привела к возрождению классических фашистских верований в сверхчеловека, который может подняться столь высоко и стать настолько сильным, что перестанет нуждаться в таких старомодных ценностях, как честность и нравственность.

Люди, не знакомые с историей Раджниша, могут прочитать книгу «Бхагван: павший Бог», написанную Хуго Милном (Шивамурти), близким учеником Бхагвана в Пуне и Орегоне. Она была опубликована в прессе Сан-Мартина, перепечатки этой книги можно найти через Amazon.Com и Amazon.Com.UK. Я могу подтвердить многие из тех фактов, которые мистер Милн упоминает по поводу жизни Раджниша в Бомбее и Пуне. И, хотя у меня нет фактов из первых рук о трагических событиях в Орегонской коммуне, но, общаясь с саньясинами, я склоняюсь к выводу о том, что мистер Милн приводит абсолютно достоверные факты. Хуго Милн заслуживает большого кредита доверия за хорошо написанную и интересную книгу, содержащую подлинный фактический материал. Не во всех случаях, однако, моё мнение совпадает с мнением мистера Милна. Во-первых, Раджниш не страдал от гипокардии, как предполагал г-н Милн. Раджниш имел настоящую неврологическую болезнь, возможно, наследованную, которую он ошибочно принимал за частые инфекции. Раджниш необычным образом боялся бактерий только потому, что не владел исчерпывающей информацией. Я полностью согласен с г-ном Милном в том, что Раджниш страдал от мегаломании, однако, я бы добавил, что у Раджниша был просто по-наполеоновски одержимый и обязательный тип личности.

Г-н Милн также предполагает, что Раджниш использовал гипноз для манипуляций учениками. У Раджниша был удивительно мелодический от природы и гипнотический голос, который пригодился бы любому оратору. Однако, по моему личному мнению, сила Раджниша шла от его огромного энергетического поля универсальной космической осознанности, для которого он был каналом, своего рода линзой. Хинду называют это универсальным энергетическим феноменом Атмана. Как западный человек, я предпочитаю научные термины и описываю Атман как высокопроявленную манифестацию времени, энергии и пространства, или TES (TES-Гипотеза).

«Просветление — это не то, чем вы владеете. Это то, что вы проводите как канал».

В каких бы терминах вы не пытались описать феномен просветления, но научно аккуратный, научно достоверный факт — у человеческого существа нет своей собственной силы. Даже химическая энергия нашего метаболизма занята у Солнца, которое проливает свет на Землю, а свет, преобразованный растениями через фотосинтез, есть пища, которую мы едим. Вы можете купить свой хлеб в супермаркете, но энергия калорий, которую он содержит, берёт свой источник от термомолекулярных акций, происходящих глубоко в центре ближайшей звезды. Наши физические тела используют энергию звёзд. Любая духовная энергия, которую мы проводим, приходит к нам из дальнего далека, со всех сторон Вселенной, от океанов галактик, уходящих в бесконечность. Ни одно человеческое существо не владеет Атманом, и никто не может говорить от имени времени, энергии, пространства.

У пустоты нет амбиций и личности. Поэтому Бхагван Раджниш может говорить только от своего собственного животного сознания. Животное сознание может хотеть признания во всём мире, но саму пустоту это не волнует, поскольку она вне мотивации. Феномен, который мы называли Раджниш, Бхагван и Ошо, был только временной линзой космической энергии, а не самим космосом.

Раджниш, как и Георгий Гурджиев, часто использовал силу Атмана для явно личных целей. Оба человека могли применить своё космическое сознание для того, чтобы подавить или соблазнить женщину. Что, на мой взгляд, было недостойно. Гурджиев стыдился своей слабости, многократно пытаясь прекратить эту практику, которая являлась комбинацией обычной мужской потенции, но подкреплённой силой океанической духовной энергии. Раджниш пошёл ещё дальше, используя космическую энергию для манипуляций массами и для приобретения квазиполитического статуса, выводящего его самого за границы честности и ответственности перед своими учениками. В Орегоне он даже заявил средствам массовой информации: «Моя религия — это единственная религия». Дипломатия и скромность не являлись его духовными приоритетами.

Гурджиев, насколько я знаю, никогда не доходил до крайностей самопрощения Раджниша. Гурджиев хотел, чтобы его студенты были свободны и независимы, обладая комбинированными способностями ясного ментального рассуждения и медитации. Раджниш, напротив, казалось, верил, что только его мысли и идеи имели цену, поскольку только он был просветлён. Это была великая ошибка суждения, и она открыла базовую трещину в его характере.

Раджниш честно заслужил свои способности, выполняя интенсивную внутреннюю работу. К несчастью, когда он достиг способности полностью проводить пустоту Атмана, то не смог применить к себе необходимую мудрость самоограничения. Его человеческий ум восстал против азиатского аскетизма, который, как он говорил, был уже освоен им в течение множества жизней, — и эта ошибка привела Раджниша к тому, что он не смог использовать силу, которую занял, только для добра других людей.

«Власть есть предельное сладострастие». Генри Киссинджер.

Покинув Индию, Раджниш создал коммуну в Орегоне из своего собственного властного ума. Он сделал себя последним диктатором. Его портрет был размещён везде, словно в дурном сне, навеянном Оруэллом. Атмосфера тоталитаризма была только одной из многих причин того, почему я не остался в коммуне Орегона. Меня интересовала медитация, а не огромный концентрационный лагерь, где с человеческими существами обращались как с насекомыми, не имеющими никакого разума. Раджниш всегда подчёркивал, что его ученики должны следовать его приказам без вопросов, и они именно так и поступали, даже тогда, когда Ма Ананд Шила, личный секретарь Раджниша, приказывала совершать преступления, которые сам Раджниш лично никогда бы не одобрил.

Если лишить человеческое существо разума, то вы создадите ситуацию, очень опасную и деструктивную для человеческого духа. Вы не сможете спасти людей от их эго, требуя от них полной сдачи. Антидемократичная техника слепого подчинения плохо работала и в практике Гитлера, и Сталина, и в случае Бхагвана Шри Раджниша. Германия, Россия и Орегонская коммуна Раджниша — все были разрушены вследствие авторитарного правления. Разность мнений всегда является более здоровой, действуя как эффективный противовес слепому невежеству претендентов на звание вождя. Бхагван никогда не понимал эту историческую правду и называл её с презрением — «толпократия». Раджниш был империалистическим аристократом. Он никогда не являлся демократом открытых, широких взглядов и его неуважение демократических процессов очень ясно проявилось в Орегоне.

В попытке сорвать местные выборы в Васко, Раджниш привёз в автобусах своих саньясинов и около 2000 бездомных людей из основных американских городов для того, чтобы искусственно изменить процесс голосования в свою пользу. Некоторые из этих новых голосующих были умственно неполноценными, и им давали пиво с примесью наркотиков-лекарств, чтобы держать их в узде. Достоверные источники утверждают, что, по крайней мере, один, а может быть, и больше из этих привезённых уличных людей умерли вследствие передозировки смеси пива с лекарствами. Насколько я знаю, эти обвинение не было полностью доказано. Попытка обмана при голосовании, предпринятая Раджнишем, не удалась, бездомные люди вернулись на улицы. Их просто использовали. Если бы у саньясинов Раджниша правда была превыше всего, тогда никакие преступления не были бы совершены и, возможно, что и коммуна бы не распалась.

Раджниш использовал людей, вёл себя двусмысленно, предавая доверие своих собственных учеников. Только предательством вызвано самоубийство Вивек, его давней подруги и компаньона, а Раджниш лгал даже об её смерти, оклеветав свою величайшую любовь тем объяснением, что якобы она имела хроническую депрессию вследствие внутренней эмоциональной нестабильности. Вивек никогда не была в депрессии в те годы, когда я знал её, она была самой сияющей женщиной из всех. Вивек была как цветок, напоённый светом. Её единственный метод медитации заключался в том, чтобы находиться рядом с Бхагваном, впитывая его огромное духовное присутствие. Когда же её единственный метод и единственная настоящая любовь впал в безумство, то она, пребывая в огромной скорби, забрала свою жизнь. Раджниш довёл её до самоубийства, поскольку она не смогла ни понять, ни принять его умственный распад и коллапс. Раджниш лгал о её смерти для того, чтобы избежать ответственности за своё собственное странное поведение, бывшее скрытой причиной разочарования и отчаяния Вивек. Тот же самый ученик, который передавал нитроксид Ошо, он же распространял негативные слухи про Вивек, заявляя, что она не была так же медитативна, как он. Этот же человек говорил, что Вивек совершила самоубийство не потому, что она была в депрессии, а ввиду гормонального дисбаланса, связанного с её сорокалетием. Тот же самый саньясин уверял меня, что не давал Раджнишу безответственный уровень нитроксида, но позже он признал перед другими, что предоставлял Раджнишу один или два часа нитроксидных доз каждый день в течение пяти месяцев. Такой уровень является опасным случаем передозировки.

Юный Ачарья Раджниш, обвинявший фальшивых гуру, закончил свою жизнь как один из самых хитрых гуру-обманщиков, которых только знал мир. Сложно было понять, что он просветлён и тогда, когда он по-пуритански боролся против других гуру, и когда он, сам став гуру, погряз в самооправданиях. Это сложно понимаемое противоречие и является настоящей причиной, почему я пишу. Мне нравится покорять неосвоенные территории, куда другие боятся идти. Мы знаем, что нравственность отступает от человека, заключённого в башню своего эгоизма. Если же скомбинировать нездоровую атмосферу самообожествления с прогрессивно ослабляющей болезнью, понижающей уровень умственного коэффициента, добавить к этому передозировки лекарств, то получится утёс, с которого может упасть даже просветлённый человек. Лишь один неверный шаг, неверное движение — и падение неизбежно. Неправильный выбор Бхагвана — это отказ от правды в пользу того, что он считал полезной ложью. Лишь раз сделав неправильное движение, уводящее от прямого следования правде, — и вы потеряете свой путь. И один факт, от которого вы отказались, — он выбивает почву у вас из-под ног, и вы оказываетесь в океане лжи. Маленькая ложь вырастает в огромную ложь, а спрятанная правда становится вашим врагом, а не вашим другом. Раджниш переоценивал себя и недооценивал своих учеников. Те, кто находились в настоящем поиске знания, легко могли справиться с правдой. Они уже были мотивированы и не нуждались в пропаганде. Но Раджниш был высоким гуру очень долго: не только в этой жизни, но и в предыдущих жизнях тоже, поэтому он видел свой портрет в грандиозных рамах. И он действительно был исторической фигурой, но несовершенным сверхчеловеком, на чью роль он претендовал. Никто не является совершенным. Его ученики заслуживали честности, но он кормил их сказками, чтобы дать им веру.

Джидду Кришнамурти был более честным, чем Раджниш, постоянно повторяя, что нет никакого авторитета вследствие самой природы Космоса. Пылкие ученики Раджниша не вняли предупреждениям Кришнамурти и слепо верили в человека, который заявлял, что он был всевидящим, знающим все ответы и даже провозгласившим однажды, что он никогда, ни разу за всю свою жизнь не совершил ни единой ошибки. Но, ясное дело, что Раджниш совершил столько же ошибок, сколько и любое другое человеческое существо. Очевидно, что его базовое просветление не являлось гарантией функциональной прагматической мудрости.

Раджниш был и великолепным философом, и заблудившимся в мире науки ребёнком. Он так волновался по поводу всемирного перенаселения, что убедил некоторых своих учеников подвергнуться стерилизации. К несчастью, он не учёл демографию роста населения. Увеличение населения свойственно бедным странам третьего мира и не является проблемой США, Канады или Европы. Северная Америка и Европа сейчас имеют увеличение населения лишь благодаря легальной и нелегальной иммиграции из стран третьего мира. То, что его европейские и североамериканские ученики ограничили свои репродуктивные способности — это только добавило дисбаланса, и многие из них теперь сожалеют о своём поступке.

Раджниш говорил, что эпидемия СПИДа вскоре убьёт три четверти населения мира и что большая ядерная война ждёт буквально за углом. Он думал, что может избегнуть ядерного кошмара, построив подземные укрытия, и уменьшить распространение СПИДа, заставив своих учеников мыть руки и протирать их спиртом перед едой. Более разумным указанием было то, что он велел своим ученикам всегда пользоваться презервативами. В обиходе сексуальной жизни также появились резиновые перчатки и инструкции по их применению. Раджниш поощрял своих саньясинов за слежку и шпионаж, требуя имена тех, кто не выполнял его приказов.

Раджниш назвал себя единственно великим разумом вселенной, и это несчастье усиливалось нехваткой у него нормальной жизненной логики. И случилось это ещё раньше, чем он начал принимать большие дозы валиума. Раджниш не понимал и не ценил методы науки. Если он думал, что что-то верно у него в голове, то это становилось верным.

Раджниш мог сотворить огромные философические утопии и кормить своих учеников придуманными мирами духовных путешествий. Но эти мечтания не могли выдержать практической проверки правдой. В мире науки вам нужно доказывать свою правоту, опираясь на экспериментальные данные. В мире философии и религии вы можете сказать всё, что хотите, не беспокоясь о доказательствах. Если массам понравятся ваши слова, то эти слова будут продаваться, независимо от того, факт это или фикция.

Раджниш правил своей Орегонской империей в пустыне как настоящий командующий, со своей собственной армией и марионеточным правительством. Его видение и идеи, как верные, так и неправильные, принимались без вопросов как слова самого господа Бога. Учеников Ошо оценивали по способности сдаваться его воле, а любые другие взгляды отметались как негативные и бездуховные. Его последователи должны были либо подчиняться командам, порой весьма странным, либо быть изгнанными из той мини-нации, которую Раджниш создал в Орегонской пустыне.

Неумение Раджниша разумно рассуждать стало ещё более явным во время и после скандала в Орегонской коммуне. После того, как его заключили в тюрьму и затем депортировали из Соединённых Штатов, Раджниш яростно заявил, что американцы являются «недочеловеками». Он игнорировал тот факт, что он индус, поэтому и был признан виновным за нарушение иммиграционного законодательства, что Шила тоже индуска по национальности, что она приказывала совершать наиболее серьёзные преступления, которые привели его империю в руины. Даже когда ему было за пятьдесят, Раджниш всё равно лгал, чтобы добиться своего, быть в центре всеобщего внимания. И к 1988 году, страдая от лекарств и болезней, вызывавших слабоумие, он дулся как ребёнок, горюя об утраченной дорогой коллекции машин и часах, инкрустированных бриллиантами.

Ученики Раджниша думали, что следуют за надёжным и авторитетным просветлённым мастером. В действительности же, их в неверную сторону вёл просветлённый человек-животное, который часто ошибался и который внутри, в своём сердце, был по-прежнему маленьким мальчиком.

Раджниш не только неверно презентовал себя, но он неправильно представлял сам феномен просветления. Идеализированная фантазия о совершенном просветлении не может существовать и никогда не существовала в реальном мире. Вселенная слишком велика и сложна для каждого, для любого, кто хотел бы стать её мастером. Мы все субъекты, мы не мастера. А претендующие на роль совершенных мастеров заканчивают тем, что выглядят в конце ещё большими дураками.

«Природа не использует ничего в качестве модели. Она заинтересована только в том, чтобы улучшать и улучшать отдельные особи. Она пытается создать совершенные особи, а не совершенные существа», — говорит Кришнамурти.

Известные и прославленные мастера прошлого кажутся нам сейчас совершенными только потому, что они стали больше, чем жизненные мифы. То количество времени, что прошло после их смерти, позволило ученикам эффективно покрыть ошибки своих гуру. И это же мы наблюдаем сейчас, когда ученики Раджниша переписывают и подвергают цензуре историю, скрывая его величайшие ошибки.

Раджниш никогда не был более совершенным, чем любое другое человеческое существо. То, что мы называем просветлением, — это не лекарство от ошибок и слабостей, которые свойственны человеческим животным даже после достижения максимально возможного уровня осознанности. Это, возможно, и является наиболее реалистичным видением феномена просветления. Последняя правда существования молчалива, она за пределами всех слов. Раджниш воплощал эту правду до самой своей смерти. И, приходя в его ашрам в Пуне, те посетители, что открыты медитации, — они обязательно почувствуют эту гигантскую волну осознанности. Эта волна была связана с человеческим телом, которое мы называем Раджниш. Тело превратилось в прах, но волну, — её всё ещё можно почувствовать. И точно так же присутствие Кришнамурти всё ещё можно ощутить в Арья Вихара, в его бывшем доме в Огайо, в Калифорнии.

«То, что вы говорите им — правда, но то, что я говорю им — полезная ложь. Это хорошо для них». Бхагван Шри Раджниш, 1975г.

Противоречие между коррупцией и просветлением может возникнуть, поскольку мозг никогда не является просветлённым, а просветление никогда не говорит и не делает ничего. И даже можно сказать так, что никто не может в действительности стать просветлённым. Просветление случается в том месте, где вы конкретно стоите, но вы не можете им владеть. Все слова так называемого просветлённого человека идут от человеческого разума и тела, которые и переводят, и интерпретируют феномен просветления. Слова не идут от самого просветления. По определению, просветление не может разговаривать. Оно абсолютно молчаливо и не требует никаких слов. А наши существа многослойны. В некоторых традициях описываются эти слои как семь тел. Первое — это физическое тело, а седьмое — нирваническое, то, из которого всё рождается. И неважно, как вы их считаете. Они существуют, и чисто ментальный слой всегда присутствует, если у вас есть физическое тело. И этот слой может быть подвержен влиянию болезней и химических воздействий.

Ошо умер, страдая зависимостью от валиума, испытывая все отрицательные симптомы привыкания к лекарствам, которые проявлялись в несвязной речи, паранойе, в принятии неверных решений и снижении общего уровня интеллекта. В какой-то момент его паранойя и неверность суждений были столь велики, что привели его к умозаключению о том, что группа немецких оккультистов наводит на него злобные чары! Физические слабости плюс злоупотребление лекарствами, — это было больше, чем его смертный мозг мог вынести. Его величайшая ошибка: неуважение к самой обыкновенной правде жизни, — она стала последним падением Ошо, и за это он должен нести полную ответственность.

Бхагван лгал, когда говорил, что у него были просветлённые ученики. Он лгал, когда говорил, что никогда не совершал ошибок. Позже его всё же заставили признать вероятность ошибок, поскольку список просчетов увеличился до огромных размеров. Он лгал, когда говорил, что группы терапии, которую проводят его ученики, созданы не для того, чтобы зарабатывать деньги. Раджниш нарушил иммиграционные законы и отрицал это в суде. Он лгал, говоря, что его якобы усыновили, и всё для того, чтобы получить статус постоянного жителя. Бхагван Раджниш не был убийцей или грабителем банков, но он действительно являлся большим лжецом. Самое смешное, что вся эта ложь была излишней и непродуктивной. Честность — это лучшая политика действительности.

Одна из самых больших неправд Раджниша была о том, что просветлённый человек якобы ничего не получает от своих учеников. Раджниш хотел, чтобы люди верили в то, будто всё, что он делал, есть бесплатный дар чистого сострадания, а он же лично ничего не получал от отношений «ученик — гуру». Абсолютно доказан факт того, что Раджниш очень много получал от своих учеников: деньги, власть, секс и титулования постоянного обожания. Быть гуру — это был его бизнес. Его единственный бизнес. Без этого дохода, по крайней мере, на материальном уровне, он был бы просто невысоким лысым индусом, который просто не мог работать. Настоящее просветление Раджниша не могло платить по его счетам или давать ему материальные блага, которых он желал, поэтому он стал использовать свою духовную энергию для того, чтобы добиться власти и денег от своих учеников.

И как рок-звёзды получают энергию от фанатов на своих концертах, так и Раджниш получал эмоциональную энергию и поддержку от своих учеников. Передача энергии происходила в обе стороны. Это не был бесплатный дар только в одну сторону. Когда Раджниш оказался в заключении, по телесети Америки показали плёнку внутреннего наблюдения за камерой, где он находился. Раджниш выглядел поскучневшим и явно испытывающим раздражение так же, как и любой человек в подобной ситуации. Он не выглядел осенённым или просветлённым, совсем нет. По моему мнению, этот видеосюжет обнажает жёсткую правду о феномене, который мы называем просветление.

Реализация пустоты ни для кого не достаточна. Все разумные животные, просветлённые они или нет, нуждаются во взаимодействии и комфорте материального мира для того, чтобы быть счастливыми и довольными.

Сознанию нужно развлечение, чтобы выжить, и Раджниш использовал учеников в качестве игрушек для своего развлечения. У Раджниша не было своей собственной власти. Он мог добиться только материальной власти, манипулируя другими. Уравнение было простым: чем больше учеников он привлекал, тем больше власти и благополучия получал.

Раджниш во многих вещах был просто обычным человеком. А в сексуальном отношении он был даже более чем обычным. Претендуя на звание великого тантриста во времена своей молодости, да и позже, он раздавал до смешного плохие сексуальные советы своим ученикам, будучи сам человеком малоопытным. Во время бомбейского периода Раджниш часто хватал за грудь своих юных учениц. Был случай, когда он просил семейную пару заняться сексом перед ним. Они мудро отказали в этой просьбе. Раджниш часто просил молодых женщин раздеваться для того якобы, чтобы он мог почувствовать их чакры. И лишь после того, как Раджниш начал заниматься сексом регулярно, эта «духовная потребность» ощущать чакры своих учениц таинственным образом исчезла. Я знаю, что Раджниш трогал за грудь двух моих знакомых женщин и просил раздеться ещё одну. Вскоре я начал понимать, что он, как и многие другие индийские гуру, любители потискать женщин, о которых время от времени писали газеты, на человеческом уровне он был просто обычным, не особо сексуально развитым индийским мужчиной. Моя подруга, которая подверглась ощупыванию чакр, была настолько расстроена, что она никогда больше не вернулась в ашрам, чтобы увидеть его. Он сказал ей: «Не бойся, ты моя теперь». Это хватающее заявление охладило её столь же сильно, как и сексуальное использование. Молодая женщина училась индийской музыке, где её также сексуально эксплуатировал известный индийский музыкант. Она знала не понаслышке, каковы индийские мужчины. И Раджниш оказался таким же, разочарующе предсказуемым.

Но у Раджниша было столько сокровищ внутри, — тех, что я жаждал, — света, энергии и расширенного состояния существования! Но он же вмещал и много такого, чего я не хотел и не уважал.

«Когда дело доходит до гуру, — берите лучшее и оставляйте остальное» — Рамамурти Мишра.

К несчастью, Раджниш также лгал, когда заявлял, что он не несёт ответственности за ужасы в Орегонской коммуне, перекладывая её на Ма Ананд Шилу и её людей, которые совершили большинство преступлений: убийства, отравления, нападения, ограбления, поджог, перехват телефонных сообщений. Но тот факт, что Раджниш не приказывал лично или не знал заранее о наиболее серьезных преступлениях, не означает, что он этически за них не ответственен. Если учитель выбирает пьяного моряка и сажает его за руль школьного автобуса, что и заканчивается несчастьем, то учитель несёт за это ответственность. Раджниш знал, что за человек была Шила. И он выбрал её как раз за то, что она была коррумпирована и самонадеянна, а не вопреки этому. В трусливой попытке избежать признания собственных ошибок, он сменил своё имя с Бхагвана на Ошо, как будто смена имени могла смыть его грехи. Некоторые могут прийти в ужас, что просветлённая душа способна быть человеком, приговорённым за преступления. Но этот факт не остановил меня на пути поисков последней правды Существования.

Жизнь Раджниша — это урок для всех нас. Необходимо практиковать то, о чём мы молимся, а не воспринимать это как голую идею. Бхагван давал великолепные советы. Но он не мог сам следовать своим мудрым словам. Его жизнь — напоминание того, что слова часто лгут, особенно, если их произносят излишне серьёзно. Лучше наблюдать за тем, как живут люди и меньше уделять внимания тому, что они говорят. Разговоры дёшевы. Дела стоят большего. И о большем сообщают.

Есть ли эго у просветлённого человека? Когда я был молодым идеалистом, то сказал бы, что нет. Раджниш, Гурджиев и даже Кришнамурти доказывают мне, что у них есть эго. Теперь я убеждён, что у Раджниша есть эго, когда я увидел его по телевизору, транспортируемого в цепях из тюрьмы в Орегонский суд. В ответ на вопрос репортёра он взглянул в телекамеру и сказал, обратившись к своим ученикам: «Не беспокойтесь, я вернусь». Важно не то, что он сказал, а то, что было в его глазах. Это стало для меня доказательством. Я смог увидеть его эго в действии, подсчитывающим и манипулирующим. Когда вы увидите это ясно, то никакие рациональные выводы не смогут скрыть основную правду.

Раджниш был одновременно и бесконечно просветлённым, и глубоко эгоистичным. Для обычного человека эго является центром осознанности, а пустота достижима только на периферии. Люди смотрят на картину, снятую космическим телескопом, и видят, что пустота — это внешний объект, а не какая-то личная сущность. Когда вы становитесь просветлённым: временно, если это сатори, или постоянно, как Будда, — то ситуация разворачивается с точностью до наоборот. Теперь пустота у вас в центре осознанности, а эго — на периферии. Эго не умирает, оно просто больше не находится в центре вашего внимания.

Просветление — это функциональное развоплощение той идентичности, что коренится в развитии тонкого тела и в функциях физического мозга. Человеческий мозг является биологически созданной, думающей машиной, которая эволюционирует и для личного самосохранения, и для выживания человеческих особей. Эго является эгоистичной мотивирующей силой, необходимой защитой колонии живых клеток тела. Если бы у вас не было эго, вы не могли бы думать, говорить, находить пищу, убежище и одежду. Функции эго настолько жизненно необходимы для выживания, что человеческий мозг развил два потенциальных механизма эго. Одно — централизованное эго и второе — большее, диффузное, как поддерживающая система, которая использует периферию мозга. Если тело и мозг становятся физически больными от высокой температуры, а фокус централизованного эго разрушен, тогда поддерживающий эго механизм может временно взять на себя чужие функции. Это замещение эго без просветления. Эта дополнительная самоподдерживающая система хранит от опасности лунатиков и помогает просветленному животному началу человека находить пищу и всё необходимое для жизни. Так что они физически не умирают в результате собственной глубокой медитации.

Просветлённые люди не ощущают своего диффузного эго и поэтому они чувствуют себя свободными как космос, как сама пустота. В действительности же, эго всё ещё присутствует и работает так же, как наша автономная нервная система, невзирая на то, осознаём ли мы её функционирование или нет. Вам не нужно постоянно напоминать своему сердцу, чтобы оно сокращалось 70 раз в минуту. Оно бьётся независимо от вашей осознанности. Функция мозга, которая контролирует сердечный ритм, — автоматическая, автономная и не нуждается в сознании.

Природа также обеспечила человеческих животных сильной, практически непреодолимой сексуальной потребностью, чтобы гарантировать репродуцирование особей. Ввиду огромной важности и силы секса, большинство гуру вели активную сексуальную жизнь, и этот факт часто держится в секрете по чисто политическим причинам. В свои молодые годы Раджниш лгал про свою сильную сексуальность. Но, честно говоря, это можно понять в контексте жёстко антисексуальной, критично настроенной индийской культуры. Лишь после того, как его позиция гуру укрепилась, Раджниш публично хвастался о своём сексе с сотнями женщин.

Сексуальная жизнь Раджниша не интересовала меня, и я не вижу никакой вины в том, что у него были такие же сексуальные желания, как и у всякого мужчины. Я, однако, нахожу вину в том, что он был нечестным и жестоким эгоистом. Когда Раджниш жил в Бомбее, одна молодая женщина забеременела после того, как он агрессивно и непрошено соблазнил её. Женщина была очень расстроена, обстоятельства вынудили её сделать аборт. Раджниш, защищая свой имидж великого гуру, заявлял, что она всю эту историю придумала. В ярости молодая женщина обратилась в американское посольство. Этот случай явился началом будущих проблем Раджниша с правительством США. Большинство близких учеников Раджниша почему-то поверили юной женщине, а не просветлённому гуру в годах. Точно также, много лет спустя многие поверят молодой практикантке из Белого дома, а не президенту с сединой в голове. Президент или просветлённый: обе высокие должности не есть гарантия нравственности.

Все человеческие существа являются животными, а именно — млекопитающими. Известно, что человеческая ДНК, по крайней мере, на 98% совпадает с ДНК шимпанзе. История азиатской мифологии, политика и мир мужчин-гуру — во всём проявится гораздо больше скрытого смысла, если вспомнить этот научный факт. Наши самые первичные, подсознательные, мотивирующие силы идут из животного мира, частью которого мы все ещё являемся.

Некоторые просветлённые люди-животные были обмануты феноменом смещения эго. Они думали, что у них больше нет никаких эгоистичных побуждений, которые могут вызывать проблемы. Мехер Баба провёл большую часть жизни, хвастаясь тем, как он велик, и одновременно в своём центре он чувствовал себя так, словно был абсолютно лишён эго. В действительности же, он был очень эгоистичным и должен был понимать, что даже просветление не извиняет хвастовство. Ту же самую фундаментальную ошибку совершил Ачарья Раджниш. Он обманулся, думая, что он был над хвастовством, но в действительности этого не случилось.

Даже просветлённые люди должны следить за своими манерами и понимать, что Атман — это тот удивительный феномен, который они должны продвигать, но не свою собственную временную личность. Рамана Махарши имел правильный подход в этом вопросе, и именно поэтому его всё ещё любят. Рамана Махарши продвигал Атман, универсальное космическое сознание, но никогда не продвигал своё собственное смертное тело или разум.

Все, испытавшие океанскую энергию Ачарья Раджниша, продолжают любить его, включая и меня самого. И только потому, что я ценю правду превыше всего, вот поэтому я пишу, веря в необходимость критики. Если мы не можем честно проанализировать наши ошибки, тогда наши страдания — пустая трата времени. То, что правду продолжают скрывать официальные ученики Ошо — это мешает нам извлечь урок из трагедии.

Мне не хватает Ачарья Раджниша, но не Ошо, потому что он был лучшим из лучших до того момента, когда решил окружить себя манипулятивной политической организацией. Когда Ачарья Раджниш был просто человеком в своей квартире, владельцем старого Шевроле, а не дюжины Роллс-Ройсов, тогда он был более честным и правдивым. Когда он стал частью своего политического истеблишмента, то всё пошло наперекосяк, как это случается с людьми, владеющими большой силой.

И океан может стать каплей, если в капле есть эго. Я считаю, что эго является интегральной частью структуры человеческого мозга. Это непросто представить психологически, но анатомически это выглядит так, словно проводами оно вплетено в наши нервные пути. Самозащитный механизм, который мы назвали просто эго, не может быть разрушен раньше момента смерти тела.

Хьюстон Смит, известный автор, профессор-религиовед считает, что ни один человек, привязанный к своей тленной оболочке, не может достичь последней прозрачности раньше своей смерти. И лишь в тот момент, когда последняя оболочка разорвётся, вы полностью свободны. Я верю, что эго отходит в сторону и становится меньшей проблемой для большинства просветлённых людей, но оно никогда не разрушается полностью до тех пор, пока присутствует физическое тело.

Скандал с Раджнишем раскрыл бессознательное рабство Бхакти-йоги и скрытый обман, коррупцию сомнительной тантры. Нужна честная дорога, построенная на самонаблюдении, на доверии правде и опоре на свои силы. Дни гуру, который знает всё, прошли. Пришло время осознать источник всех вещей напрямую.

Было бы замечательным поверить, что просветлённый человек совершенен во всех отношениях. Это сделало бы жизнь проще и слаще. Но это было бы фикцией, а не фактом. И всё же, трагедия Бхагвана дала мне больше надежды. Если бы пришлось стать сначала совершенным человеком, а лишь потом просветлённым, то кто бы смог достичь цели? Если мы осознаём, что просветление — это постепенное развитие сознания, тогда цель становится достижимой. Нужно только время. Если мы работаем в течение сотен лет, связывая своё рождение и смерть только с этой целью, подходя к ней всё ближе с каждым днём, тогда я верю, что ищущий просветления достигнет его со временем. Все просветлённые, которых я знал или о которых читал, все говорили об этом, каждый по-своему. И я знаю, что этому факту можно доверять.

Послесловие, посвящённое отзывам, которые я получил в ответ на публикацию этой работы.

Вы вполне можете представить себе всё разнообразие писем, которые я получил. Примерно половина писем пришла от бывших учеников Раджниша, которые в целом согласны с моими комментариями, выражая свою благодарность за то, что я дал этому ход. Те, кто согласны, говорят мне, что я всё правильно сделал.

Есть и другие письма его учеников, многие из них никогда с Ошо в жизни не встречались. В этих письмах — угрозы насильственной смертью от нескольких немецких саньясинов, а также анонимные и безграмотные предупреждения о грядущих неприятностях. Интересно проследить на этом примере сходство большинства культов: если вы против, если вы не исповедуете центральную линию культа, то вы, в лучшем случае, невежда. Но вот что действительно важно: медитация не имеет никакого отношения к культовым организациям, политике или бизнесу, но для многих медитация — это вторичный вопрос. Для них главное — это геройство и слепое следование памяти умершего гуру. Почему бы не обратиться к источнику всех гуру и всех религий через вашу собственную медитацию? Есть старинная дзенская поговорка — нельзя быть привязанным ни к чему, что может быть потеряно во время кораблекрушения. Безусловно, что это относится и к гуру.

Несколько саньясинов Раджниша написали мне, что они просветлены. Такие заявления я слышал и раньше. Один написал, что он — новый Ошо и пригласил посетить его. На странице этого нового Ошо в интернете была размещена его героическая фотография, как в переписке для приятных знакомств. Другой мужчина, который лично никогда не встречал Ошо, сообщал, что чтение книг Ошо помогло ему избавиться от всех ментальных болезней и самому достигнуть просветления. Он же дал мне навязчивые инструкции, как переписать мои эссе, сделав их менее критичными. И предположил, что лицемерие Ошо было только средством для передачи просветления другим. Без сомнения, ему удалось передать своё лицемерие другим. Одна молодая женщина, которая выросла в коммуне Раджниша в Орегоне, спрашивала меня о том, как она может зарабатывать деньги, преподавая медитационные техники Ошо. Я ответил, что она должна пойти в агентство по трудоустройству и получить честную работу. Медитацию и бизнес нельзя смешивать. Сейчас развелось слишком много жадных до денег гуру.

Я получил шок, когда обнаружил, что многие из учеников Ошо не беспокоятся о преступлениях, которые были совершены и их не волнует ложь и ханжество их собственного движения. Они, по видимому, не понимают, что в результате бактериологической атаки, совершённой саньясинами Раджниша в ресторане Орегона, медитационные группы получили очень плохую репутацию по всему миру. Никак не связанная с ними, но равно знаменитая Аум Сенрике (японский культ) со своей атакой нервнопаралитическим газом на станции токийского метро, ещё больше усугубила ситуацию. Похоже, отношение многих ошовских саньясинов таково, что до тех пор, пока их самих физически не напинали, им совершенно неважно, кто пострадал, и сколь неэтично и некрасиво их поведение. По их разумению, каждый в мире отвечает за ситуацию в Орегоне, кроме них самих. В результате их беспечного отношения у многих американцев сложилось мнение о том, что если рядом с ними медитационная группа открыла свой ашрам, то пора покупать ружьё и противогаз.

То количество исторического ревизионизма и пропаганды, услышанное мною от некоторых учеников Раджниша, напомнило мне усилия маоистов во времена шестидесятых. Если вы начинаете верить в совершенного человека, бога вселенной, тогда любого, кто смеет его критиковать, вы назовёте дьяволом. И все тонкости его учения становятся утерянными для подобных учеников, которые все, как один, заявляют, что в моих трудах они видят только ненависть и ярость. И, конечно же, они не замечают эту ненависть в себе, направленную на каждого, кто не разделяет их собственных узких верований.

Помню, как одна из учениц Раджниша с гневом высказалась по поводу того, что Далай-Лама навестил Раджниша в ашраме лишь один раз, не воспользовавшись повторным приглашением. Для неё теперь Далай-Лама — это неуч, и только потому, что его свободная воля и свободный выбор так проявили себя. Уровень противостояния иному мнению как следствие обыкновенной узколобости среди последователей культа Раджниша настолько велик, что я не могу понять, как многие, внешне интеллигентные и разумные люди могут жить в столь небольшом ментальном пространстве, забаррикадировавшись против всех, думающих иначе.

Когда последний раз я посетил ашрам Раджниша в Пуне в Индии, это был 1988 год. Я наяву увидел съезд немецких «коричневорубашечников». Ошо всё ещё был очень популярен в Германии, частично благодаря его комментариям в журнале «Штерн», где во многом его восприняли как про-Гитлера. Я сам лично не верю, что Ошо был серьёзным сторонником Адольфа Гитлера. Мне кажется, что он просто играл с умами людей. Но его позиция была достаточно явно высказана. И достаточно много симпатий было отдано случаю с Аксисом, так что многие немцы даже испугались его слов. Те, кто потеряли своих любимых во время второй мировой войны, были сильно шокированы.

Даже в Бомбее, в начале своего преподавания, Раджниш делал беспечные заявления, которые можно проинтерпретировать как прогитлеровские и профашистские. В последние годы, вследствие злоупотреблений лекарствами и умственного разложения, Раджниш заявлял: «Я полюбил этого человека — Адольфа Гитлера. Он был сумасшедшим, но я ещё более сумасшедший». Я не верю, что Раджниш действительно имел это в виду. Я верю, что он шутил. Но у него случилась потеря здравого смысла, поскольку нельзя шутить о любви к человеку, который убил миллионы людей. Мел Брукс — ему сойдёт это с рук, поскольку он еврей и его родственники убиты нацистами. Но это непростительно духовному человеку, который везде развесил свой портрет для поклонения. Такая речь подтверждает тот факт, что лекарства разрушили качество его суждений.

Во время моего последнего визита в ашрам в Пуну, Ошо был в молчании, будучи рассержен на своих учеников. Он хотел, чтобы они устраивали демонстрации против некоторых индийских официальных лиц, высказывавшихся о нём негативно. Достаточно мудрым было решение не создавать новой конфронтации. Это проявление разумности в своей стае раздражало Ошо, и в наказание он прекратил говорить публично. Поэтому я мог увидеть его только на видеоплёнке, где Ошо эмоционально напыщенно и фактически некорректно рассказывал, как полиция США украла его коллекцию женских часов, инкрустированных бриллиантами. Он сказал, что они никогда не смогут носить их публично, поскольку его саньсины увидят часы у них на запястьях и начнут громко кричать: «Ты украл часы Бхагвана!». Его слова и манеры были столь по-детски нерациональны, что это напомнило мне Джима Джонса. Этот Ошо был очень далёк от того безмятежно божественного и великолепного оратора, которого я встречал несколько лет раньше.

Зачем были Ошо девяносто Роллс-Ройсов? Зачем Саддаму Хусейну дюжины дворцов? Эти желания являются продуктом базового животного ума двух мужчин, выросших в бедности. Просветлению наплевать на символы власти и потенции. Нет смысла искать скрытые эзотерические объяснения навязчивому поведению. Есть ли какая-то оккультная причина в том, что Элтон Джон тратит около $400000 в месяц на цветы? Есть ли какая секретная духовная причина того, зачем Ошо владел дюжинами дорогих женских часов? Универсальное космическое сознание полностью нейтрально и не нуждается в том, чтобы владеть чем-то, впечатлять кого-то или доминировать над кем-то. Сознание не водит машину и не отвечает, сколько времени показывают часы.

Книгу Шивамурти «Бхагван: падший Бог», легко можно озаглавить и так: «Человек, который стал своей противоположностью» или «Человек, который предал себя». Я часто говорю людям, что если бы они могли вернуться назад и похитить Ачарью Раджниша в 70-м году, а затем перенести его сквозь годы, организовав ему встречу с Ошо в конце 80-х, то итог будет таков, что эти два человека начнут войну друг против друга. Ачарья возненавидел бы напыщенное самопрощение Ошо, а Ошо не вынес бы воинственную критику Ачарьи. Ачарья говорил о свободе и сострадании. А Ошо однажды сказал, что он хотел бы, чтобы убили советского лидера Михаила Горбачёва за то, что он привёл Советский Союз к западному капитализму вместо того, чтобы вести его к придуманному духовному коммунизму. Смена в его учении была заметной, я должен это отметить.

Мне хотелось бы думать, что ранний Ачарья Раджниш одобрил бы моё сочинение. Но кто может сказать наверняка? Тем, кто предполагает, что я не лоялен к Ошо, я скажу, что я честно пытаюсь быть лояльным к Ачарья Раджнишу, от которого я принял саньясу, но не к Ошо. Ачарья был человеком, которого я глубоко люблю и уважаю. Но Ачарья Раджниш умер задолго до того, как родился Ошо, и эти два человека различны, как день и ночь.

Вы можете выражать свою ярость или благодарность — это не повлияет на меня. Я могу лишь вздохнуть и спросить себя: «Как Ачарья Раджниш, который начал как анти-гуру, закончил так, как он закончил, со своей огромной кучей учеников?» Возможно, это доказательство того, что власть коррумпирует и что средства редко оправдывают цели.

В конце концов, а где же медитация во всём этом? Я вижу «Цветную Акупунктуру», «Тантрические чтения Таро», группы встреч и прочую глупость в каждой книге. Всем этим вразнос торгуют ученики Ошо за приличные деньги. Так как насчёт медитации? И я возвращаюсь мыслями в тот день, когда Ачарья, которому исполнилось только сорок лет, мудро давал совет одной японской женщине о том, что медитация не может стать бизнесом. Но в реальности, коррумпированные средства ушли так далеко и настолько отбились от рук, что первоначальное стремление к благим целям, гордому видению Ачарьи Раджниша было забыто многими, но не мной.

Динамическая медитация: (предупреждение). Этот захватывающий метод медитации был торговой маркой Бхагвана и остаётся удивительно эффективным средством для естественного расширения осознанности. Бхагван никогда не делал эту технику сам, потому что он сам был медитацией. Он развил этот метод, просто наблюдая за своими учениками, которые случайно впадали в спонтанные телодвижения во время его ранних медитационных лагерей. Когда его способность судить начала ухудшаться, он, к несчастью, изменил 3-ю и 4-ю стадии медитации на бессмысленную пытку. Правильная и более эффективная медитационная техника имеет четыре стадии, каждая по 10 минут.

Стадия №1. Начните, стоя с закрытыми глазами, глубоко и быстро дышать через ноздри в течение 10 минут. Позвольте вашему телу двигаться свободно. Прыгайте, наклоняйтесь в разные стороны или используйте любые физические движения, которые помогают нагнать больше кислорода в лёгкие.

Стадия №2. Вторая десятиминутная стадия является катарсической. Пусть всё будет тотальным и спонтанным. Вы можете танцевать или кататься по земле. Раз в жизни разрешается кричать и поощряется этот крик. Вы должны действовать так, чтобы вся ярость, которая спрятана в вашем внутреннем сейфе, выходила вместе с ударами по земле, которые вы делаете своими руками. Все подавляемые эмоции из вашего подсознательного должны быть освобождены.

Стадия №3. На этой стадии вы прыгаете вверх и вниз с криком «Ху!-Ху!- Ху!», не прерываясь в течение 10-ти минут. Это звучит очень глупо и это довольно смешно, но громкие вибрации вашего голоса путешествуют внутрь, к центрам, где хранится ваша энергия и толкает эту энергию вверх. Во время этой стадии важно, чтобы руки были свободными, находясь в естественном положении. Не держите руки над головой, это может быть опасно с медицинской точки зрения.

Стадия №4. Последняя 10-ти минутная стадия — это полная релаксация и тишина. Лягте на спину, устройтесь комфортно — и пусть всё происходит. Будьте мёртвым. Полностью сдайтесь космосу. Получайте удовольствие от огромной энергии, которую вы высвободили во время первых трёх стадий. Станьте немым свидетелем океана, который перетекает в каплю, станьте этим океаном.

Бхагван изменил 3-ю стадию этого метода, и его ученики стали держать руки над головой во время криков «Ху!». Ещё хуже, что он отменил покой 4-й стадии, и его ученики теперь замирали неподвижно, как статуи, с руками, поднятыми вверх. Этот метод не только неудобен, являясь своего рода пыткой, но он может быть опасен по медицинским причинам. Когда вы стоите с руками, поднятыми вверх над головой, вы увеличиваете свой уровень ортостатического стресса. Это означает, что ваше сердце должно работать ещё сильнее, чтобы толкать кровь по сосудам. Легко может случиться, что вы умрёте в этой позиции или получите сердечный приступ, если вы страдаете коронарной недостаточностью.

Замирание на месте в неподвижной позе делает глубокую релаксацию невозможной, поскольку ваш разум полностью контролирует функции движения. Это держит ваше сознание на поверхности, и, тем самым, вступает в противоречие с целью упражнения. А цель техники: иметь три стадии интенсивной деятельности, за которой следует стадия глубокой релаксации и полного позволения происходить. Бхагван сам никогда не смог бы практиковать метод замирания, даже в своей юности, и то, что он просил своих учеников делать это, показывало, что у него был потерян последний контакт с физической реальностью.

Я советую практикующим использовать только приятную раннюю версию из динамической медитации, а не бессмысленно трудный метод замирания. Эта замечательная техника была разработана для того, чтобы вместе расти и изменяться. Через несколько лет такой практики первые три стадии медитации должны исчезнуть, стать ненужными. И тогда, лишь только вы входите в медитационный зал и делаете несколько глубоких вдохов, то сразу же впадаете в экстатическое состояние 4-ой стадии.

Бхагван хотел, чтобы это была струящаяся техника, чтобы она давала здоровье и радость. Те новые студенты, которые хотят экспериментировать с динамическими медитациями Раджниша, должны прочитать секцию катарсической танцевальной медитации в медитационной книжке «Медитейшен хендбук». Там есть подробные предостережения и детали, с которыми нужно ознакомиться до того, как начать экспериментировать с этой замечательной техникой.

 

Кристофер Колдер

 

P.S. Здесь же, на сайте, опубликована небольшая заметка с критикой данной статьи Колдера.

 



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/4196

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.


Рекомендуем