Развитый интеллект позволяет наслаждаться жизнью без постоянного общения.
Часто говорят, что живого общения заменить ничто не может, и для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, нужно больше общаться с друзьями. Сатоси Канадзава (Satoshi Kanazawa) из Лондонской школы экономики и политических наук и Норман Ли (Norman P. Li) из Сингапурского университета менеджмента с этим не согласны: результаты их последнего исследования, опубликованные в British Journal of Psychology, говорят о том, что для счастья вовсе не обязательно вести насыщенную социальную жизнь. Правда, здесь есть одно «но»: «не-социальное» счастье возможно только для людей с высоким IQ.
Чтобы улучшить настроение, нужно выйти из социальных сетей.
Сотрудники Рурского университета описывают в Journal of Public Health простой рецепт, как справиться с плохим настроением — собственно, этот рецепт мы поместили в заголовке, но для большей убедительности всё-таки опишем эксперимент, который поставили исследователи.
…как и люди.
У обучения всегда должна быть мотивация: индивидуум старается узнать новое, ожидая награды за умственные труды, будь то угощение или радость от познания мира. Чтобы лучше понять психические механизмы, связывающие обучение и мотивацию, исследователи из Колумбийского университета поставили два эксперимента с макаками резуса, которым нужно было выстроить в определённом порядке изображения, появляющиеся на сенсорном экране. За правильный ответ обезьяна получала порцию воды, а чтобы ей было ради чего стараться, её перед этим на какое-то время оставляли без воды, чтобы вызвать жажду.
В своей личной истории я много сил и времени потратила на работу с родом и родовыми сценариями. Удивительные вещи происходили после того, как я последовательно разбиралась со своим отношением к каждому члену родовой динамики.
Действительно, одним из важных этапов терапии является принятие каждого члена семьи и себя самого в Роду. Род — это мощнейшая система, куда более сильная, чем мы сами и действующая по своим законам. По сути, принятие всех членов семейной системы "как есть" необходимо в первую очередь для снятия собственного внутреннего напряжения, порождённого неспособностью осмыслить те или иные события жизни своих родных. Но если мы не можем принять кого-то, значит, мы не можем принять часть себя. Любые чувства: злость, осуждение, оценивание, зависть, высокомерие, страх, недоверие, благодарность и прочее к члену родовой системы, которые не были осознаны, выражены остаются на уровне подсознания частью напряжения и мешают нам быть более свободными, счастливыми.
Ученые обнаружили в крови японцев ряд биомаркеров, связанных с патологическим социальным отчуждением. И основываясь на этих показателях, они смогли с помощью машинного обучения отличить добровольцев из контрольной группы от хикикомори, а также определить тяжесть их состояния. Статья опубликована в журнале Dialogues in Clinical Neuroscience.
Хикикомори называют людей, которые по собственному желанию почти не выходят из дома или из одной комнаты, не работают и не учатся и стремятся к крайней степени уединения, имея очень мало значимых социальных отношений. Принято считать, что хикикомори прибегают к такому добровольному способу отчуждения от общества на время от полугода и дольше. В рамках клинического интервью многие из хикикомори рассказывают, что испытывают удовлетворение и чувство облегчения, когда им удается сбежать от мира за пределами своего дома, особенно такое характерно для ранних стадий развития этого состояния. Однако после длительного пребывания в изоляции они начинают испытывать чувство одиночества.
Исследование ученых из США показало, что уровень самоубийств среди фармацевтов выше по сравнению с населением в целом.
Суицид занимает 17-е место по причинам смерти в мире. Ежегодно в результате самоубийств на планете погибают около 700 тысяч человек. С 1999 по 2017 год уровень суицидов среди населения США вырос с 10,5 до 14 на 100 тысяч человек.
Умение понимать собачьи чувства развивается у нас с возрастом и зависит от культурного контекста.
Среди одомашненных животных собаки были первыми, и наша общая с ними история длится уже более 40 тыс. лет. Естественно, за это время мы должны были научиться понимать друг друга – ведь собаки не просто живут рядом с нами, они с нами очень тесно взаимодействуют, они постоянно смотрят на нас и прислушиваются к нашим словам.
Чтобы понимать человека, у собак должны были развиться соответствующие когнитивные способности. Мы знаем, что они понимают и жесты, и эмоции в нашем голосе, и даже некоторые слова. Несколько лет назад исследователи из Будапештского университета опубликовали статью, в которой утверждали, что собаки чувствуют значение слов, которыми их хвалят. Собаки настолько настроились на людей, что могут запоминать то, что мы делаем, даже если это не имеет к ним никакого отношения.
Существуют две основные теории, объясняющие половые различия, наблюдаемые при аутизме: в частности, теория Женского Защитного Эффекта (FPE) и теория Профиля Женского Аутизма (FAP). Они не исключают друг друга и будут рассмотрены далее.
Мозг маленького ребенка особым образом настроен на голос матери. В случае с подростками все меняется: ученые из Стэнфорда подтвердили, что мозг подростка более заинтересован в незнакомых голосах, и этому есть научное объяснение.
Детям в переходном возрасте интереснее слушать других людей, нежели родителей. Этот вывод может показаться смехотворно очевидным. «У меня самого два мальчика-подростка, поэтому я нахожу результат нашего исследования довольно забавным», — делится невролог Дэниел Абрамс из Медицинской школы Стэнфордского университета.
Одни родители пытаются влиять поведение своих детей, преимущественно заставляя их чувствовать стыд или вину за свои действия.
Другой формой влияние является игнорирование своих детей после их плохого поведения для того, чтобы предотвратить нежелательное поведение в будущем.
Социальная фасилитация — естественно происходящее повышение активности субъекта вследствие наличия социального окружения. Фасилитатор — тот, чье присутствие дает облегчение, кто естественным образом способствует повышению показателей в производимой человеком (или группе) деятельности. Один из эффектов «группы» состоит в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении. Чаще всего социальная фасилитация обнаруживается в ситуации соревнования с другими членами «группы». Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, например в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.)
Социальная фасилитация — изменение поведения, вызванное присутствием других людей. Проявляется в усилении активности и эмоционального возбуждения.
Усиление возбуждения в присутствии других либо помогает эффективно выполнять задачу (фасилитация), либо мешает этому (ингибиция).
Считается, что человек в одиночестве чувствует себя более спокойно и не волнуется, как выглядит его поведение со стороны. Как только появляется хотя бы один посторонний наблюдатель, поведение меняется: начинает зависеть от социальной оценки, человек больше обращает внимание на то, что происходит вокруг и тщательнее контролирует свою деятельность. Возникает внутренний конфликт между потребностью уделять внимание аудитории и самой задаче.
Бабушки любят своих внуков больше, чем повзрослевших детей, и имеют с ними более выраженную эмоциональную связь, выяснили ученые из Эморийского университета. Об этом они рассказали в статье в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.
С середины ХХ века набирала популярность гипотеза, что бо́льшая продолжительность жизни женщин по окончании репродуктивного возраста обусловлена пользой, которую они приносят внукам. В прошлом это сводилось в основном к защите и обеспечении пищей. Сегодня известно, что дети, которые проводят время с бабушками (впрочем, и дедушками тоже) лучше справляются с учебой и, в целом, растут более довольными жизнью. «Эффект бабушки» присутствует и у других видов, например, слонов.
Статистика по разным странам мира фиксирует резкий рост неврологических расстройств среди молодежи. Одним из ярких симптомов являются тики.
Тик — это не просто подергивание глаза, как ошибочно думают многие. На самом деле, есть более сотни видов тиков. Они предоставляют собой важный и многоликий симптом многих невротических состояний.
Существуют отдельные болезни, в основе которых лежат тики. Например, синдром Туретта представляет собой систему неподконтрольных дерганых жестов и звуков.
Людям могли приписать иррациональный оптимизм из-за неправильных психологических экспериментов.
Считается, что люди по природе оптимистичны, по крайней мере, в том, что касается их самих. Вероятность того, что конфликт разрешится в нашу пользу, что мы не заболеем, что с нами случится что-то хорошее — эта вероятность кажется нам выше, чем вероятность чего-то плохого. Конечно, есть люди, которые переоценивают плохие шансы, но в среднем люди выглядят оптимистами.
Сегодня крайне популярна идея, согласно которой человек — это предприниматель самого себя. Следовательно, личное время и когнитивные способности — это капитал, которым еще нужно суметь распорядиться. Однако, экономическая метафора ментальной жизни не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Её обратная сторона: невротизация субъекта, выраженная в самопринуждении к саморазвитию, под которым всё чаще понимается изучение различных теорий и практик, позволяющих ещё более эффективно «саморазвиваться».
Во время чтения книги Марии Риты Тель «Время и собака» меня привлекла клиническая метафора биполярного аффективного расстройства личности с его маниакальными и депрессивными фазами в качестве способа описания современного капиталистического общества. Исчезновение устойчивой нормативности в мире постмодерна (который и есть, по мысли Ф. Джеймисона, «поздний капитализм» с его особой культурной логикой) приводит к появлению двух траекторий социальной идентификации: маниакального достигатора «успешного успеха», попавшего в «ловушку непрерывной занятости» и его антагониста — «депрессивного субъекта». Последний выпадает из погони за высокой эффективностью и внутренне сопротивляется навязанному перфекционизму глобального капитализма, ощущая при этом вину и довлеющую над ним социальную стигматизацию своего опыта «медленной и бесполезной жизни».
Новое исследование предпочтений родителей при выборе книг для детей и в целом детской литературы в США и России (без указания конкретных произведений) подчеркивает культурные различия в подходах к эмоциональному воспитанию детей.
Как оказалось, в США родители стараются оберегать детей от негативных эмоций и создают для них ситуации, в которых присутствует только позитив (счастья и гордости).
В MIT Media Lab запущен проект по взлому сновидений. Есть первые успехи: сочетание звуковых сигналов и маски, отслеживающей стадии сна, позволяет редактировать контент сновидений. А вмешательство в контент, в принципе, может влиять на консолидацию памяти, на предпочтения бодрствующих и, как максимум, незаметно изменять черты их личности.
Светлая сторона таких разработок повернута к медицине — заманчиво так лечить фобии, депрессии, стрессовые расстройства. Или развивать творческие способности. Темной же стороной активно интересуются крупные компании, в т.ч. Microsoft. Их привлекает другая опция, ведь в сны так можно подмешивать рекламу. Например, через умные колонки.
Мы все живые люди. С разным прошлым, с разными установками. Мы уникальны. Никто не обязан быть идеальным. Стремление к идеалу иссушает и ввергает в чувство вины. Но наш рюкзачок разного (в том числе травматического) опыта все же часто мешает видеть наших детей — как настоящих, живых людей со своими потребностями. И получается, что родители взаимодействуют с детьми из своих установок, полученных когда-то в прошлом. И находятся в этих переживаниях. Повторяют установки, полученные родителями. И находятся в этих эмоциях. Смотрят на детей глазами своих родителей, глазами своего прошлого. Не всегда. Но часто.
О застревании в состоянии лиминальности, о «застрявших» в состоянии и интересах юности, не переходящих во взрослое состояние... отрывок из монографии.
Одной из примет сопредельного, лиминального состояния подростка является совмещение в поведении вчерашнего ребенка детских и взрослых поведенческих паттернов. Недостаток ритуала инициации, растущая длительность подросткового периода в современном мире (связанная с протяжённостью курса образования) ведут к тому, что начиная с 10-12 лет человек «зависает» в пограничном, смутном состоянии, в результате чего между младшими и старшими членами общества, между поколениями, растет труднопреодолимый психологический барьер.
Исследования показали, что рождение детей снижает качество жизни, но что истинно материнство и отцовство означает для счастья, намного сложнее.
Хочешь счастья — заводи детей. Но счастье придадут не они сами, а смысл, которым наполняется жизнь от детей. Так говорят многие исследования.
Например, после рождения ребенка у родителей наблюдается снижение счастья, которое не проходит в течение долгого времени, в дополнение к падению семейного удовлетворения, которое обычно не восстанавливается до тех пор, пока дети не покинут дом. 909 работающих женщин оценили досуг, где нет детей, как гораздо более приятный – хотя у всех них есть дети. Появление ребенка также связано с финансовыми трудностями, депривацией сна и хроническом стрессом — все это обычно снижает субъективный уровень счастья.
Люди склонны верить во всевозможные теории заговора, несмотря на рациональные аргументы их несостоятельности. Эти теории сопровождают любые значимые события: от выборов до пандемии, и всегда рождают сторонников и ярых противников, пытающихся разубедить первых. Профессор из Польши пытался разобраться в этом вопросе с помощью математических методов, но 10 рецензентов отклонили его статью. Исследование опубликовано в Patterns.
По словам профессора Дуча, эта статья — долгий проект. 10 раз рецензенты отказывались от неё, потому что не чувствовали достаточных компетенций для этого. Любимые учеными опыты на крысах очень показательны, но попробуйте достоверно оценить, поверила крыса в теорию заговора или нет. А компьютерное моделирование все ещё далеко от полноценного воспроизведения тонких механизмов работы мозга вроде интуиции или меметики (от слова «мем» в том понимании, в котором его ввёл Ричард Докинз).