Детские психические травмы

Есть базовые симптомы травмы: гипервозбуждение, сжатие, диссоциация, беспомощность. Когда эти симптомы тормозят необходимые для развития деятельность и опыт, получается травма развития.

Возьмем такой симптом как беспомощность. Беспомощность не может долго длиться и преодолеваеться внешним принуждением или самопринуждением. Развитие идет дальше: принуждение самопринуждение рано или поздно ведет к перенапряжению, бунту. Бунт подавляется, или будучи успешен, закрепляется как черта характера. Другой вариант: диссоциация — невыносимая внутренняя пустота; попытка преодолеть пустоту причинением себе повреждений (мелкие ожоги, порезы), реакция взрослых на это поведение, походы в психушку, представление о себе как о ненормальном, социальная дезадаптация и т.д. Симптом обрастает компенсациями, гиперкомпенсациями, вторичными выгодами, встраивается в отношения, обрастает смыслами, представлениями о себе и т.д. Вот что значит "изменился в сторону развития".

2 триместр-2 месяца после рождения — осознание факта своего существования и положительные ощущения в связи с этим: "Я есть и это хорошо".
2 мес-1,5 года — распознавание и выражение своих потребностей.
6 мес-2,5 года — сотрудничество, способность общаться по делу, эмоциональная независимость.
2-6 лет — воля, произвольное поведение.
4-7 лет — мотивы и смыслы, ради чего работать и жить.
3-7 лет — интеграция любви и сексуальности.
3-7 лет принятие себя таким, какой ты есть.
5-9 лет — осознание и выражение своего мнения.
7-12 лет — выражение своих интересов и объединение с интересами других.

Два специфических момента в детской психической травме:

1) Организм и психика ребенка чрезвычайно пластичны и поэтому детские психические травмы протекают неочевидно для родителей. Происходит немедленная компенсация. Часто родители принимают за травму то, что травмой не является и не видят травму там, где она есть. Например, мать может переживать, что она наносит травму тем, что она отказывается покупать игрушки (ребенок устраивает истерики, валится на пол, синеет) — ей кажется, что это травма — и при этом не видеть, что отдала собаку, прожившую у них год (а это травма). Надо учитывать, что травма далеко не всегда там, где есть бурные эмоции. Проявления травмы могут быть далеки от ее первоначального источника, например снижение успеваемости в школе из-за того, что отдали собаку. Родители ищут травму в школе, а в школе ее нет.

2) Травма всегда протекает на фоне бурного развития детей. И это означает, что симптомы травмы у детей очень быстро видоизменяются и очень быстро обрастают наслоениями. Например, ребенок получает травму в виде госпитализации или болезненной медицинской процедуры, в течение недели после этого он липнет к матери и к отцу как маленький, а еще через неделю он ворует деньги у папы и мамы, чтобы раздавать сверстникам сладости, чтобы они любили и дружили с ним. Симптом травмы тут же изменился в сторону развития. Таким образом, нам может казаться, что мы имеем дело с разрозненными, не связанными между собой симптомами, если мы не успеваем проследить развитие.

Травма бьет по сензитивным для возраста точкам развития, т.е. новообразованиям и процессам, развивающимся в каждом возрасте. Из этого мы можем, видя структуру недоразвития или проблематику, предположить в каком возрасте была травма. Например, многие люди жалуюся на беспомощность в отношении математики («Я в математике ноль»). Очень часто это связано с травмой в возрасте 5 лет, когда проходил сензитивный период математических способностей.

* * *

(Вопрос про то, что человек плохо запоминает числа) Большинство телесных травм становятся психическими. Банальный поход к стоматологу может стать психической травмой при определенных условиях. Травма не должна быть содержательно связанной с математикой и даже может быть никак не связана с учебной деятельностью. Серьезные эмоциональный травмы создают специфическую "загруженность" сознания и тогда у ребенка не остается ресурсов для того, чтобы понять учебную задачу. Например в возрасте, когда вы могли бы разобраться, зачем нужны математические абстракции, вы были в состоянии "выхода за пределы тела", витали в облаках, или еще как-то пытались поправить свое эмоциональное состояние.

Для того, чтобы разобраться в том, какие травмы могут влиять на вас, нужно четко (а не условно) определить ваши телесные ощущения и состояние сознания в момент, когда вы пытаетесь понять математическую или физическую задачу, или в момент, когда вы вспоминаете о своих попытках выучить математику.

Судя по всему, в вашем случае наибольшую роль играет такой базисный симптом травмы как беспомощность. Беспомощность возникает при любых травмах. Ищите что вас заставляло чувствовать себя беспомощной больше всего в детстве, найдите что вызывало наибольшую беспомощность в период с 14 по 16 лет и найдете свою "математическую" травму.

 

Источник

Ссылка для саморазвития.



Ссылка на статью: https://медитация.рф/3711

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.


Рекомендуем